пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Активные и интерактивные методы обучения праву.

Интерактивные технологии, хотя и не являются чем-то новым, однако недостаточно широко применяются в реальном образовательном процессе, а порой и вообще выпадают из арсенала педагогов. В тоже время эти методы имеют исключительную важность при обучении праву, граждановедению и другим обществоведческим дисциплинам. Всплеск развития и использования в России

активных и интерактивных методов обучения приходится на период масштабного реформирования школьного образования в 20-е годы XX в. Особо стоит

отметить проектный метод, лабораторно-бригадный метод, работу в парах

сменного состава, производственные и трудовые экскурсии и практики. Эти методы были в то время передовым словом в педагогике и основывались не только на российском, но и на зарубежном опыте. Дальнейшую разработку интерактивных методов мы можем найти в трудах В.А. Сухомлинского (60-е годы XX в.), а также в творчестве учителей – представителей «педагогики сотрудничества» (70-е и 80-е годы XX в.) – Ш.А. Амоношвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др. Однако их творчество было скорее исключением, чем правилом в насаждавшейся сверху массовой классно-урочной схеме (комбинированный урок).

       

      Основные активные и интерактивные технологии: дискуссии, дебаты;

ролевые, деловые игры; моделирование ситуаций, психотехнические упражнения; работа в малых группах; решение проблем, задач, казусов; шкала мнений, ранжирование; проективные техники и др.

      Дискуссия – обсуждение некоторого спорного вопроса; исследование

проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели. Именно дискуссия помогает развитию критического мышления приобщению юных граждан к культуре демократического общества. Учащиеся воспринимают приобретённые

знания как собственный опыт, поэтому такие знания более устойчивы, т.е. пере-

ходят в категорию убеждений. Учат общению в коллективе, вниманию и уважению к личности, высказывающей противоположную точку зрения. Однако следует отметить, что не всякая тема может стать предметом дискуссии, ибо дискуссия не самоцель, её предметом стоит делать действительно спорные, неоднозначные темы.

      Метод групповой дискуссии – метод сбора данных, при котором на основе определённой концепции ведётся целенаправленный разговор в малой группе

по проблемам, интересующим исследователя. Этот метод сочетает элементы

группового и глубинного интервью, а также элементы социологического наблюдения.

      Типы дискуссий: дискуссия с преподавателем в роли ведущего тренера;

дискуссия с учащимися в роли ведущего занятия; дискуссия без ведущего.

      Признаки дискуссии:

         работа группы лиц, выступающих в качестве ведущих и участников;

         соответствующая организация места и времени работы;

         процесс общения протекает как взаимодействие участников;

         взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также ис-

         пользование невербальных выразительных средств;

         направленность на достижение учебных целей.

      Дискуссию нередко смешивают с полемикой и диспутом.

      Полемика (греч. военное искусство) – письменный, ученый спор; перебранка (словарь Даля). Это целеустремленное, эмоциональное, пристрастное отстаивание собственной точки зрения (с элементами сатиры, сарказма и т.п.).

 

      Диспут – (лат. учёный спор, прение, состязание, гласное отстаивание,

защита, оправдание сочинения, написанного для получения учёной степени

(словарь Даля). Диспут в отличие от дискуссии рассматривается как метод формирования суждений, оценок, убеждений в процессе познания не требует окончательных выводов (как в дискуссии). Даёт возможность анализировать понятия, доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

      В традиционной отечественной категориальной дидактике дискуссия рас-

сматривалась как одна из возможных форм обучения, но специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий учителя. Несмотря на глубокий психологический анализ возможностей диалогового взаимодействия в обучении, в российской педагогике дискуссия как способ построения образовательного процесса, способ работы учителя разработана пока недостаточно.

      В отечественной литературе наиболее полно основы образовательного

процесса в форме дискуссии изложены М.В. Клариным.

                                 Формы дискуссий

      Круглый стол – модель обсуждения некоторого вопроса, с целью обобщения идей и мнений участников обсуждения. Для круглых столов характерно:

      • отсутствие чётко определенных позиций;

      • наличие лишь участников обсуждения;

      • равенство позиций всех участников.

      Считается, что в процессе круглых столов оригинальные решения рождаются редко.

      Заседание экспертной группы – (панельная дискуссия) в начале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (обычно 4-6 человек с

председателем), а затем излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с общением, которое не должно перерастать в долгую

речь.

      Форум – обсуждение, сходное с «заседание экспертной группы», в ходе

которой эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией.

      Симпозиум – более формализованное занятие по сравнению с предыдущим обсуждением, в ходе которого участники выступают с сообщениями их

точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

      Дебаты – прения, обсуждение вопроса, дела в общественном собрании, в

особенности в законодательных палатах. Порядок дебатов в парламентах устанавливается особым регламентом (наказом)1. Явно формализованное обсуждение на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей

двух противостоящих, соперничающих команд и опровержений.

      Мозговая атака – оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Для проведения мозговой атаки создаются две группы:

      • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

      • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

      Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

      Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.

     

      Игровой метод обучения представляет собой сложный социокультурный

феномен, которому посвящено множество философско-культурологических-

психологических и педагогических исследований, т.к. игра является одним из

древнейших методов обучения. Среди них особое место принадлежит вопросу

об использовании игры в учебных целях. В мировой педагогике выделяется не-

сколько понятий, тесно связанных с использованием игры в учебных целях: моделирование, имитация, состязательность.

      В отличие от игровой деятельности целенаправленная игра содержит по-

мимо цели, момент состязательности. Устоявшееся в мировой педагогике понимание игры охватывает любое соревнование, или состязание между играющими, действия, которых ограничены определёнными условиями и направлены на достижение определённой цели (выигрыша, победы, приза).

      Ролевая игра – совместная групповая игра, в которой её участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли, направленные на развитие определённых навыков и умений. Ролевую игру можно разделит:

             собственно ролевую игру, когда деятельность учащихся обусловлена только ролью, ограничивающей развёртывание событий в установленных

рамках;

             сюжетную, в которой присутствует только сюжет ситуации без индивидуализации ролей;

             сюжетно-ролевую игру основой, которой является и сюжет, и ролевые предписания;

             тренинг – специальная форма ролевой игры, в которой субъект играет себя в условной жизненной ситуации и нацеленная на развитие личностных

качеств и самопознание.

     

       Деловые игры – применяемые для обучения школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем, в которых

взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные

подходы к разрешению ситуации. Обычно деловая игра проводится в четыре

этапа:

       • знакомство участников с целями, задачами и условиями игры;

       • инструктаж относительно порядка проведения игры;

       • разделение участников на несколько ролевых групп;

       • анализ, оценка процесса и результатов игры.

       Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

       Иллюстративные игры – применяемые с целью детального разъяснения

правовых явлений и понятий и служит для глубокого осмысления юридической

мысли, осознания сущности права, выработке гражданственности и позитивного

отношения к любым правовым последствиям.

      

      Технология «анализа правовых казусов»

      Казус – случай, происшествие; встреча, необычайность; замечательный

судебный случай. В юридической терминологии «казус» – это любая конкретная

ситуация, ставшая предметом исследования юриста. Как правило, на стол к

юристу попадают проблемы, требующие своего решения при помощи применения норм права. Поэтому анализ казуса – это метод, который помогает студентам использовать правовые нормы по отношению к реальным жизненным ситуациям. Учащиеся учатся формулировать вопросы по фактам дела, выявлять

важные для данной ситуации элементы, анализировать и обобщать их и выносить решения. При использовании этого метода (как и многих других активных

и интерактивных методов) учащиеся включают все уровни мышления: от простого запоминания до оценочного суждения (таксономия Б. Блума).

      Этапы анализа казуса.

      1.    Факты. Что произошло? Какое происшествие лежит в основе данного дела? Где и когда это произошло? Кто участник этого дела и кто представляет заинтересованные стороны? Какие факты являются важными? Какие не особенно важны? Не достает ли каких-либо важных фактов? Что в описании дела является фактом, а что – оценкой факта или чьим-то мнением?

      2.    Законодательство. Какие законы, другие нормативные акты и источники права, а также конкретные статьи законов и норм права подлежат применению в этом деле (касающиеся этого случая)?

      3.    Юридическая (или иная проблема). Как сформулирован юридический вопрос, который должен решить юрист или суд. Кроме того, можно определить, какие нравственные, политические, экономические и другие общественные проблемы

      4.    Аргументы. Какие юридические, политические и иные аргументы

может представить каждая сторона, основываясь на фактах дела и на действующем законодательстве?

      5.    Решение. Какое решение было или должно быть вынесено по дан-

ному вопросу? Какие есть основания (факты, законы) для вынесения такого решения?

      Технология «мозгового штурма». В основе данного метода лежит раз-

деление процесса генерирования идей и их оценка. В группе люди по разному

реагируют, по иному, чем отдельный человек, в группе снимаются ограничения,

резко возрастает возбуждение. Создаётся психический подъём.

      Существуют следующие модификации данного метода:

       •     групповой прямой (участники ищут все возможные решения по-

ставленной задачи);

       •     групповой обратный (определяются недостатки в поставленной

проблеме);

       •     групповой поэтапный (сначала решается постановка задачи, затем

варианты решений, затем варианты реализации, варианты внедрения);

       •     индивидуальный (каждый участник должен за короткое время по-

дать не менее одного оригинального предложения).

       Правила мозгового штурма:

       1. К участию допускаются все желающие (учитель в роли эксперта).

       2. Всякая критика запрещена, работа ведётся вне зависимости от положения:

       •      приветствуется высказывание любых идей (сумасшедших, хулиганских);

       •      после этапа генерирования продумываются и анализируются все

идеи без исключения.

       Этапы:

       1.    Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше идей.

       2.    Анализ идей. Все идеи группа рассматривает критически. В каждой

идеи должно быть найдено полезное, рациональное звено.

       3.    Обработка результатов. Отбирается 2-5 идей, которые ведущий доводит до сведения остальных.


11.01.2015; 21:24
хиты: 89
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь