Экономическая мысль Древнего мира
Выразители экономической мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и
отдельные правители рабовладельческих государств - стремились идеализировать
и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.
Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на
категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных
торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования
денежного и торгового капитала.
Источники экономической мысли Древнего Востока:
- Вавилон - кодекс царя Хаммурапи;
- Китай — Конфуций;
- Индия - трактат “Архашастра”.
Свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г.
до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над
рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых
людей; дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии
товарно-денежных отношений в Вавилонии.
Конфуций (Кун-цзы) (551 - 479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства —
этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие
духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на
протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей
управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи
добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного
права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.
Индийский трактат “Артхашастра” (буквально - “наука о пользе, о практической
жизни”) — это собрание наставлений по вопросам управления государством. В
трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской
системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые
средства. Важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике,
политических институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутчлья
(IV в. до н. э.) - древнеиндийский государственный деятель.
В соответствии с этими источниками для азиатского способа производства
характерны:
· чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации
сферы ссудных операций и торговли;
· ведущая роль в экономике отводится собственности государства;
· неприкосновенность частной собственности.
Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и
Аристотеля.
Ксснофонт (430 - 354 гг. до н. э.) в трактате “О домашнем хозяйстве” дал
характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового
гражданина. Его труд “О доходах” - попытка найти выход из экономических
трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата “О домашнем хозяйстве” сводятся к
следующему:
· естественным происхождением является разделение труда на
умственный и физический, а людей - на свободных и рабов;
· любой товар обладает полезными свойствами {потребительная
стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).
Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного
устройства и изложил ее в своем труде “Государство”. Коренной идеей такого
устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более
приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую
цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное
(аффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал
уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную
регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны
знать своих родителей.
Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на
предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой
производства. Ключевые положения его труда “Политика”:
· обязательным является наличие частной собственности;
· все виды деятельности разделены на две группы: экономию и
хрематис-тику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных
явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же
относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей.
Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения,
явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю.
В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как
совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как
совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал
земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в
результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение
потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид
богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из
обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры
его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую
деятельность и порицает хремати-стику;
· деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их
нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что
деньги стали “всеобщим средством обмена” в результате соглашения;
· человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может
жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и
отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления
государственного строя, философ считал, что школы должны быть только
государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать
одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
вопрос 2. Экономическая мысль Средневековья
Источники экономической мысли Средневековья'.
· в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна
(1332-1406);
· в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского
(Аквината) (1225- 1274);
· в России: “Русская правда” (XII - XIII вв.) - свод законов
Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин
(XVI в.).
Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических
установлении, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч,
произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине —
положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран
освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной
собственности. Согласно Корану одним из пяти “столпов веры”, то есть
правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог
закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).
Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332-1406)-
арабский историк и философ. Его основной труд носит название “Книга
назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших
с ними на земле”. Выдвинул концепцию “социальной физики”, которая призывала
к:
а) осознанному отношению к труду;
б) борьбе с расточительством и жадностью;
в) пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.