пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

13-23

  13) Що спільного, а що відмінного між філософським та міфологічним світоглядами? "Широко распространено внерефлексивное мнение о том, что существует три исторических типа мировоззрения: мифологический, религиозный и философский. Мифологическое мировоззрение .Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение. Философия (в переводе) — «любовь к мудрости» , она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной. Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное. Элитарность заключается в следующем: Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых — легко, для других трудно. 14) Прокоментуйте вислів філософа-екзистенціоналіста А. Камю “Бажати - це означає викликати у життя парадокси”. основная идея экзистеционалиста- существование идет перед сущностью, чтобы стать личностью, человеку необходимо быть в бытии.Только в бытии человек может реализоваться как личность. Ее действия направлены на обязательное желание, при котором она раскроется и будет вызывать парадокс. В екзестенции категория свободы воли совпадает с категорией желания. Свобода - свойство человека реализовать свое желание. Когда Человек желает, он становится рабом желаний. Желание одного человека сбивается с желанием другого и часто противостоят ее интересам. Свобода первого при этом часто заканчивается там, где начинается свобода другого. Экзистенция считает, что жизнь человека абсурдна, потому что ее усилия не имеют смысла. Желание в экзистенции - свобода. Кант: «Свободный не тот, кто делает то, что хочет, а тот, кто свободен своих желаний». Вся деятельность не принесет пользы, а потому всякая цель не имеет смысла.Ты - живёшь, т.е. дышишь, слышишь, питаешься, чем Бог послал и всё остальное прочее, казалось бы, с позиции млекопитающего, чего ещё-то надо. Каждое твоё дополнительное желание - парадоксально, а проще блажь и капризули.Отчуждаемый от самого себя и от мира, вооруженный на любой случай мышлением, которое само себя отрицает в самый миг собственного утверждения (в круге первом - в подходе к истинности и ложности, во втором - в преодолении всеединства; чистый разум "испорчен" желанием ясности в том, где проявление абсурда - в незаполняемости рва между собственным существованием и содержанием, вкладываемым в него, действительно, как может быть смертным мыслящее существо) , - что это за удел, если я могу примириться с ним лишь отказавшись от знания и жизни, если мое желание всегда наталкивается на непреодолимую стену? Значит, желать - вызывать к жизни парадоксы. Всё устроено так, чтобы родилось это отравленное умиротворение, дающее нам беспечность, сон сердца и отречение смерти. 15) Поясніть, чому в античній філософії матеріалістичні концепції виникли раніше, ніж ідеалістичні? Матеріалізм первинною визнає матерію, природу, а свідомість, мислення - вторинним, похідним від матерії. Ідеалізм же в протилежність матеріалізму первинним вважає щось нематеріальне, а саме - свідомість, дух, ідею. На мій погляд, матеріалістичні концепції в античній філософії виникли раніше за ідеалістичні тому, що історичні умови склалися так, що у Елладі панував на той час міфологічно-релігійний світогляд, і тому давньогрецькі мудреці намагалися протиставити йому свій новий філософський світогляд. Чітких ідеалістичних уявлень тоді не було, тому матеріалізм як противага міфології виник раніше за ідеалізм. Ще однією причиною того я можу назвати те, що у ранньогрецькій філософії на питання «Що є першосубстанцією?» давали відповідь, що щось природне, матеріальне, на відміну від класиків гр. філософії, які, у зв’язку з антропологічним поворотом, вважали за першосубстанцію щось нематеріальне духовне. Таким чином, матеріалізм з’явився раніше за ідеалізм. 16) Доведіть, що мова є засобом не тільки вираження, але й формування думки. Язык также древен, как и сознание. Сущность языка выявляется в его двуединой функции : служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство : в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого. Язык - это не только средство общения, а также средство формирования мысли. Для того, чтобы точнее определить роль языка в процессе мышления, необходимо прежде уточнить понятие речевого мышления в его отношении к сознанию. Деятельность сознания выражается в процессах мышления.   17) Назвіть критерії наукового знання. Що характеризує псевдонаукові вчення. Критерії науковості знання (за конспектом): 1) систематизованість, 2) обґрунтованість, 3) доказовість, 4) підтверджуваність на практиці, 5) відкритість для критики, 6) несуперечливість. Псевдонаукові вчення (ненаукові знання)— є інтелектуальною активністю, що спекулює на сукупності популярних теорій, наприклад, історії про стародавніх астронавтів. Критерии научности знания 1)Объективность(основана на реальных фактических знаниях).2)рациональность(апелляция к разму,рассудку).3)Системность(все знания должны быть построены в виде научной теории).4)проверяемость(знания должны быть проверяемы). Псевдонаучные учения - Это ненаучные знания так как они ничем не доказаны, а только опираются на какие-то похожие теории, развиваются с помощью размышлений и догадок, каких-то субъектов или их групп. Псевдонаучные знания, знания которые не могут быть фальсифицированными (т.е. не могут быть проверенными методом который основал К. Поппер) это знание по астрологии, магии и других суеверных "наук" которые не могут быть ни подтверждены ни неподтвержденным есть не подлежать не принципа верификации НЕ принципа фальсификации именно эти знания являются псевдонаучными. 18) Сформулюйте принцип верифікації та фальсифікації у науковому знанні. Верифіка́ція — логіко-методологічна процедура встановлення істинності наукової гіпотези (так само як і поодинокого, конкретно-наукового твердження) на підставі їхньої відповідності емпіричним даним (пряма або безпосередня верифікація) або теоретичним положенням, що відповідають емпіричним даним (непряма верифікація). Принцип верифікації різко розмежовує наукове і філософське знання. Як свідчать пізніші дослідження, межа між ними не така чітка, як вважали прихильники неопозитивізму. Слабкість їх позиції полягає в тому, що вони звели значення твердження до процедури його верифікації. Насправді виявилось, що неверифіковані твердження (а такими є більшість філософських тверджень) не можна однозначно вважати позбавленими значення, безсмисленими. Більше того, виявилось, що жорсткій вимозі верифікації не відповідають не тільки філософські, а й загальнонаукові твердження, зокрема вирази, що фіксують закони науки, адже одиничний факт підтвердження істинності закону при верифікації не в змозі надати йоту значення всезагальності. Ця та інші обставини змусили неопозитивістів послабити вимоги верифікації та відповідно пригасити протистояння між філософським і науковим знанням У рамках логічного позитивізму принцип верифікованості розуміється критеріально вичерпним способом апробації наукових тверджень, які розуміються у якості «протокольних припущень» як фіксацій даних безпосереднього досвіду: твердження, котрі виходять за рамки «протокольних пропозицій» трактуються як такі, що неверифікуються, у випадку чого в дію вступає принцип фальсифікації. Фундаментальному принципу iндуктивної методологiї наукового пiзнання - верифiкацiї (емпiричного пiдтвердження) К.Поппер протиставляє принцип фальсифiкацiї - можливостi заперечення будь-якого теоретичного науково доведеного твердження. Принцип фальсифікації — це не спосіб емпіричної перевірки теорії, а певна настанова науки на критичний аналіз змісту наукового знання, на постійну необхідність критичного перегляду всіх його досягнень. На відміну від верифікації фальсифікація служить лише критерієм розмежування наукового і ненаукового знання, науки і метафізики, але не критерієм значення, відмінності осмисленості або безглуздості пропозицій. 19) Які загрози та ризики може нести філософське знання? множественность философского знания характеризует его как мировоззренческое знание. Мировоззрение - это система предельно обобщенных взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самого себя. Обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и идеалы тоже включаются в мировоззрения. Все это не просто знания, но и оценка человеком мира и самого себе.Можна сказать, что мировоззрение это в систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, обеспечивающих целостное видение и осознание мира и места в нем человека зиижиттевимы позиции, программами, которые способствуют ее активным действиям. Этим мировоззрение интегрирует познавательную, ценностную и побудительные-деятельное установки людини.Философське знание по своей природе диалогическое, оно требует полной свободы обсуждения вопросов, выбора позиций. Ни одно философское учение не должно претендовать на монопольное владение истиной и навязываться как общеобязательное. 20) Як співвідносяться чуттєве та логічне пізнання ? Познание человеком объективной реальности происходит на двух качественно различных, хотя и взаимосвязанных уровнях – чувственном и рациональном. Философский подход к проблеме чувственного и рационального в том, что они рассматриваются не просто как разные способности субъекта, но и как отражение разных сторон объективной действительности. Чувственная сторона познания есть единство ощущения, восприятия и представления.  Рациональное познание осуществляется в формах понятий, суждений и умозаключений.Акт познания - это всегда единство чувственного и рационального его формы. Чувственное познай-осуществляет непосредственную связь с объектом, рациональное - отображает общие, существенные свойства предметов и явлений, которые не доступны чувственному познанию. Своеобразной формой единства чувственного и рационального знания является интуиция. 21. Як співвідносяться свідоме та несвідоме в психіці людини ? «Сознательное» и «бессознательное» — это соотносительные понятия,выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять,почему он так поступил. Сознательным является индивид, осознающий тот или иной происходящий в нем психический процесс, т. е. отдающий себе отчет в своих чувствах, помыслах, идеях, и т. д. Напротив, бессознательным в этом смысле называется состояние, при котором человек не отдает себе отчета. «сознательное» и «бессознательное» представляют собой две различные части личности индивида, каждая из которых имеет свое особое содержание. По Фрейду, бессознательное представляет собой хранилище всего иррационального. Бессознательное - это глубинный фундамент психики, определяющее сознательное человеческое существование. Фрейд рассматривает психику с позиции трех ее составляющих:● бессознательного, функционирующий по принципу наслаждения и самосохранения и соответственно с тем строит наши поступки и деятельность;● предсознательного, находящийся между бессознательным и сознательным и выполняет функцию фильтра: контроль за бессознательными влечениями на основе существующих норм общественной жизни;● сознательного - поверхностного выявления психики, существует по принципу реальности, но зависит от бессознательных сил.   22) Чим відрізняються метафізичне та діалектичне розуміння світу? Історично склалися дві альтернативні концепції — метафізика і діалектика. Вони є протилежними за рядом важливих, фундаментальних начал, а саме: джерелом розвитку, руху та зміни; розумінням зв'язку старого і нового; механізмом переходу від старої якості до нової; спрямованістю розвитку; за розумінням суті істинного знання, суті пізнання; за стилем самого мислення, а також побудовою наукової картини світу. Пожалуй, вторым по важности после основного вопроса философии является вопрос о том, находится ли мир в движении и развитии или он пребывает в покое, то есть в неизменном состоянии. Этот вопрос возник уже в древности, вместе с появлением философии. Поэтому сразу же начали формироваться и два основных метода его решения: диалектический и метафизический.Диалектическое понимание мира- все явления рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником этого процесса признается присущая им внутренняя противоречивостьметафизического понимания мира- Вещи рассматриваются как обособленные друг от друга, без взаимосвязи и взаимопереходов. Вещи неизменны в своей сущности, они подвержены только несущественным внешним изменениям, но не могут развиваться. Вещи лишенны внутренних противоречий. 23) Поясніть головну тезу екзистенціалізму: «Існування передує сутності». Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. “Существование предшествует сущности" - это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, и только потом он определяется. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально собой ничего не представляет. Человеком он становится лишь в последствии, причём таким, каким он себя сам сделает. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Человек просто существует. И он не только такой, каким себя представляет, но такой каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя и проявляет волю уже после того как начинает существовать, то первым принципом экзистенциализма Сартра является утверждение, что: "Человек - это то, что он сделает из себя сам".    


10.08.2015; 17:05
хиты: 177
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь