Натурфилософское обоснование добродетели получило наиболее последовательное выражение у Гераклита из. Он полагал, что есть "единая мудрость - постигать Знание, которое правит всем через всё". Эту мудрость он рассматривал по преимуществу в ее проекции на правильный образ жизни, добродетельное поведение.
Исходными для Гераклита являются понятия логоса и огня. Логос воплощает единство природы, он есть то, в силу чего все выступает как одно; его можно считать всепроникающим законом природы, его разумом. И в то же время это речь, слово, описывающие все так, как есть. Понятие огня воплощает вечность и упорядоченность космоса, который "всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий".
И логос, и огонь действуют неотвратимо, по отношению к вещам и людям они обладают безусловной нормативной силой. Все человеческие законы зависят от одного, божественного: "Он простирает свою власть так далеко, как только пожелает, и всему довлеет, и [все] превосходит».
Поведение людей характеризуется тем, что каждый стремится к своим интересам, к своим особенным целям. Если бы они следовали логосу, то этого не было бы: "так как "логос один и тот же", то и люди придерживались бы одних и тех же ценностных установок.
Утверждал, что люди живут в разладе с логосом, неразумно, как во сне: "Для бодрствующих существует один общий мир, а из спящих каждый отворачивается в свой собственный". Отсюда – его программа, которая состоит из одного императива, который в позитивной части говорит о том, что "должно следовать общему", а в негативной - о том, что "своеволие надо гасить пуще пожара".
Нравственная проблема предстает как проблема соотношения просветляющего разума и слепых чувств в индивиде, господства первого над вторыми.
Таким образом, этика Гераклита может быть представлена в виде силлогизма, где общей посылкой является идея логоса как единого, частной посылкой - утверждение об отступлении людей от этого закона, а выводом - требование восстановить разорванную связь с логосом, опираться на общее для всех.