Об Аксакове
Родился Аксаков Сергей Тимофеевич в Москве в 1791 году. Детство Аксаков провел в Уфе под значительным влиянием своего дедушки, который серьезно повлиял на мировоззрение мальчика. Отучился в гимназии, переходящей в университет. Во время учёбы начал писать. Первоначально это были небольшие стихи, сентиментальные, может где-то даже по-юношески наивные. Позже он пишет различные очерки, однако литературное творчество – не является его основным занятием и к нему он возвращается лишь изредка. Цензор и критик Сергей Аксаков пишет множество заметок и занимает довольно весомое место в литературных кругах.
Произведения Аксакова начинаются с его первого прозаического очерка Буран. Текст замечателен, описания природы в нем захватывают дух. И это произведение заметили современники Аксакова. Чуть позже он обратил на себя внимание своими Записками о рыбалке и об охоте.
Сказки Аксакова. Аленький цветочек
В 63 года Сергей Аксаков приступает к написанию "Детских лет Багрова-внука", книге-биографии. Это произведение, в котором внутренние переживания Аксакова в детстве, его душевная жизнь описаны художественным языком. Сказка Аленький цветочек являлась своего рода приложением к этому изданию. Иногда эту сказку называют ещё сказкой ключницы Пелагеи. Сюжет известный: красавица и чудовище.
Сказки Аксакова и не скрывают, что являются всего лишь литературной обработкой, однако Аленький цветочек стала самым популярным произведением Аксакова.
"ПОВЕСТЬ о том, как один мужик ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ"
"КАРАСЬ-ИДЕАЛИСТ"
-----------------------------------------------------
В. М.Гаршин
Совсем иная поэтика в сказках Гаршина, прибегавшего к аллегории и иносказанию для выражения своих идейных взглядов.
«Сказка о жабе и розе» повествует о вечном противоборстве добра и зла. Ее романтическая интонация близка трогательно-печальным андерсеновским историям. Сказочный мотив «розы и жабы» включен в чисто реальный контекст — описание последних дней жизни умирающего мальчика. Желание безобразной жабы уничтожить, «слопать» понравившийся ей цветок не что иное, как аллегория: злобная, слепая страсть к разрушению и насилию, против чего всегда выступал писатель-гуманист. Но вера в добро, в торжество жизни ярко выражены в последней его сказке для детей «Лягушка-путешественница».
Н. П. Вагнер
Известным детским сказочником последней четверти XIX века был писатель и ученый Н. П. Вагнер («Кот-Мурлыка»), Он рассказывал о вещах вечных и обыденных, о законах природы, о добре и зле. Все в этом мире было странным и непонятным молодой березке: почему солнце палит, а град бьет словно пули?! Почему надо трудиться, чтобы расти? Ее злили деревья, росшие рядом,— они закрывали манящую даль, но вот их спилили, и слабая незащищенная березка сломалась под порывом ветра. Так как же устроен мир? Почему, когда одним хорошо, другим может быть плохо? Много размышлений заключено в сказке «Береза». И с точкой зрения: «Пусть каждый пользуется жизнью как может», соседствует другая: «Ничто на свете не проходит бесследно, просто одно переходит в другое».
Похожая мысль заканчивает и другую сказку о знаменитом, но почти забытом сейчас Курилке, том самом, о котором когда-то сочинили припевку: «Жив, жив Курилка». Это смешная, но очень поучительная история о хвастливом Курилке, преисполненном собственного величия, а годным разве что на растопку.
«Сказка ведет к добру, сеет отвращение ко злу»,— говорил Вагнер. Но отношение к творчеству «Кота-Мурлыки» не было однозначным. Его упрекали в заземленности, в показе грубой изнанки жизни. Его сказки и до сих пор, к сожалению, мало известны, хотя они являются одной из ярких страниц русской сказочной литературы.