Древний (первобытный мир). Люди изначально обучали своих потомков знаниям о природе, так как это было жизненно необходимо.
Античность. Природа воспринимается как данность человеку богами, человек как часть природы, призванный жить в гармонии с ней и постигать ее. Отсюда желание достичь природного совершенства (души и тела), единственная и всеобъемлющая наука – наука о природе. Великие философы древнего мира пытались познать окружающий их мир, его закономерности, его тайны. Так зародились все науки – математика, история, естественные науки, медицина.
Средние века. Человек и природа мыслились как сотворенные Богом, а что Богом создано – неизменно. Любое проникновение в божественные тайны каралось. Но, тем не менее, именно в это время возникли и первые университеты – науки изучались с позиции богословия, инакомыслие осуждалось.
Возрождение. Человек вновь обращается к природе, считая себя ее венцом, именно в это время свершаются великие открытия, изобретения, расцветают науки. Следовательно, повышается и интерес к обучению детей знаниям об окружающем мире.
Просвещение, Новое и новейшее время. Обучение естествознанию прочно заняло свое место в образовании. Чем активнее технический прогресс, тем шире круг изучаемого материала, сложнее содержание, что требует и соответствующих изменений в педагогической науке - разработка новых подходов, методов, приемов, содержания.
Огромную роль сыграл Я.А.Коменский, впервые научно обосновав взаимосвязь ощущений, чувственного восприятия и умственного развития ребенка, почему и придавал большое значение ручному труду в процессе развития и обучения детей. Я. Коменский, в период обучения в «Школе родного языка» (6-12 лет), считал обязательным обучение основам ремесла. В XVIII-XIX веках в мировой педагогике возникает новая идея – соединения обучения с производительным трудом. Подобный опыт существовал в деятельности швейцарского педагога И.Песталоцци. Он развивал идеи воспитания детей в труде, вовлечение их в сельскохозяйственную и производственную работу. Им была разработана «Азбука умений», подразумевающая овладение элементами труда, необходимыми для профессий. Известные педагоги Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк высказывали мнения о необходимости введения в практику воспитания детей обучения ремеслам, с целью не только подготовки их к жизни, но и с целью развития. Ж.Ж. Руссо, французский просветитель, автор теории свободного воспитания, призывал с раннего детства приучать ребенка к труду, начиная с самообслуживающего, затем к сельскохозяйственному труду, ручному труду, ремеслам.