пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Галицкий ренессанс

Наиболее выразительные и своеобразные памятники ренессанса на территории Украины были созданы в Галицких землях, в частности, во Львове, куда местное начальство пригласило итальянских мастеров (ныне известны лишь их украинские прозвища: Павел Римлянин, Петр Итальчик, Павел Счастливый и др.). В ту эпоху итальянские зодчие трудились по всему свету и, потакая вкусам заказчиков, создавали удивительные «коктейли» из стилистики ренессанса и местных архитектурных традиций. Стоит лишь вспомнить Московский кремль, весь ансамбль которого создали итальянские мастера.

В украинских землях итальянцы также широко задействовали местные мотивы, создав по сути самостоятельный стиль, называемый ныне галицким ренессансом. Фасады храмов, выполненных в этом стиле, украшали розы, виноградные гроздья, звезды и солнечные знаки, словно сошедшие с украинской вышиванки. Гражданские постройки декорировались резными портретами владельцев, а также фигурами воинов и хищных зверей, оберегающих дом от вторжения. Галицкий ренессанс был очень «земным» и трогательно-наивным, но именно это придает ему особое очарование.

                                                                               

Часовня Трех Святителей (г. Львов), 1578-1591 гг.

Эта маленькая часовенка - один из лучших образцов галицкого ренессанса, результат удивительного синтеза итальянской и украинской архитектуры. Часовня была возведена архитектором Петром Красовским по заказу православной общины Львова. Планировка храма типична для украинской народной архитектуры: прямоугольный объем, обращенный фасадом на юг, венчают три граненых купола, из которых наибольшим является центральный.  

 

 

Успенский собор (г. Львов), 1591-1629 гг.

Успенская церковь во Львове была построена еще в 1421 г., но в 1527 г. сгорела. Руины храма восстановил в 1547-1559 гг. архитектор Петр Итальчик, но и его постройка вскоре подверглась разрушению. В 1591 - 1629 гг. храм был вновь восстановлен по плану известного итальянского зодчего Павла Римлянина.

При постройке храм был белоснежным, однако со временем облицовочный известняк потемнел, что придало постройке некоторую мрачность.

 

 

Успенский собор и башня Корнякта

В 1572-1578 гг. рядом с храмом Успения была построена трехъярусная колокольня, надолго ставшая архитектурной доминантой Львова. Ее проект выполнил Петро Барбон, а средства на постройку предоставил греческий купец Константин Корнякт, в связи с чем колокольня со временем получила народное прозвище «башня Корнякта».

 

 

Черная каменица (г. Львов), 1577 г.

Камень как строительный материал всегда был довольно дорог, поэтому в Украине 16 в. из него строили в основном соборы и замки. Каменные жилые дома были диковинкой и даже получили специальное название - каменицы. Одной из красивейших построек этого типа является Черная каменица во Львове, возведенная в 1577 г. Павлом Красовским на фундаменте готического дома 15 в.

Четырехэтажное здание в стиле галицкого ренессанса покрыто так называемым «бриллиантовым рустом» - резным камнем с четырехгранным выступом на лицевой стороне. Окна имеют прямоугольные очертания, они украшены профилированными наличниками и карнизными сандриками. Портал оформлен растительным орнаментом и скульптурными сюжетами, выполненными по заказу владельцев дома: изображением Девы Марии, фигурой львовского местночтимого святого Станислава Костки и конным рельефом Св. Мартина, отрезающего мечом часть своего плаща, чтобы отдать его нищему.

 

 

Дом Корнякта (г. Львов), 1580 г.

Дом богатого греческого купца Константина Корнякта является самым крупным жилым зданием древней площади Рынок. Право на строительство такого солидного особняка Корнякт получил лично от польского короля Стефана Батория (1575-1586 гг.) в награду за финансовые услуги. Дом был выполнен на фундаменте 15 в., и на его первом этаже сохранились остатки стен с готическими нервюрными сводами. Фасад здания оформлен в духе галицкого ренессанса - стены на всю высоту покрыты рустовкой, окна увенчаны треугольными сандриками с богатой резьбой. Реконструкция, проведенная в 18 в., обогатила здание декоративным аттиком, украшенным волютами в виде дельфинов и живописными фигурами рыцарей.

 

 

Часовня Боимов (г. Львов), 1609-1615 гг.

Этот уникальный памятник, отражающий наивысший взлет искусства галицкого ренессанса, был возведен по проекту Андрея Бермера. Часовня была выстроена как родовая усыпальница богатой львовской семьи Боимов; всего в ней похоронено 14 членов этой фамилии. С точки зрения планировки, памятник устроен довольно просто: это небольшое четырехугольное здание, увенчанное широким ренессансным куполом с двумя круглыми окнами в барабане. Уникальность постройке придает ее скульптурное оформление, большинство элементов которого выполнил мастер из Кракова Гануш Шольц.

Весь западный фасад часовни представляет собой единую архитектурно-скульптурную композицию, основу которой образуют фигуры апостолов Петра и Павла и три евангельские сцены. Композицию дополняют изображения библейских пророков, картуши с библейскими цитатами и жанровые сценки. Скульптурные элементы связаны воедино шестью резными колоннами, декоративными консолями, фризами и пилястрами. Так же богато украшен и интерьер часовни, в котором особенно впечатляет купол, украшенный ячейками-кессонами.


26.05.2014; 00:58
хиты: 189
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история культуры
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь