Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии — науки о поведении животных —согласно представлениям К.Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы, приписывание себя к высшей ценности и считающим себя вправе управлять природой (в науке такой взгляд на взаимодействие человек! и природы называется «антропоцентризм»).
Если с философских высот спуститься на уровень психологии отдельного человека, то можно выделить более прозаические барьеры, которые каждому из нас могут мешать познавать себя. Эти барьеры составляют две группы: первая обусловлена некоторыми объективными факторами, вторая — барьерами, которые сам человек выстраивает для себя.
К первой группе можно отнести барьеры:
-возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки простого любопытства);
-несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа,оценивания, принятия;
-неумение полноценно использовать различные средства самопознания: идентификации и рефлексии;
-неспособность выстроить адекватный образ самого себя, принять собственную личность, обрести чувство личной идентичности.
Более интересной с точки зрения научного и практического познания является вторая группа барьеров, которые осознанно или неосознанно человек выстраивает сам:
-боязнь познания себя. Она возникает в результате подспудного страха личности обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе, заблокировало потребность быть на уровне собственных требований.
-стремление личности оценить себя в соответствии с требованиями социального окружения. Данный феномен хорошо описан в гуманистической психологии. Человек начинает жить, действовать в соответствии с требованиями социума, в результате его реальное Я все более отделяется от идеального Я, представляющего, по мнению К.Роджерса, глубинные чувства, переживания, опыт личности.