Классификация наук предполагает группировку и систематизацию знания на основе сходства определённых признаков.
Классификация Ф. Бэкона. В качестве основания классификации наук он использовал память, воображение, разум. Памяти соответствует история; воображению — поэзия; разуму — философия.
Классификация Гегеля. Природа рассматривалась как целое. Выделенные Гегелем ступени природы связывались с различными этапами эволюции, трактуемой как развитие и воплощение творческой деятельности «мирового духа», носящей у Гегеля название абсолютной идеи. Соответственно, Гегель говорил о переходе механических явлений к химическим (так называемом химизме) и далее к органической жизни (организм) и практике.
Классификации Сен-Симона. Анри де Сен-Симон - позитивист, т.е. он утверждал, что разум стремится обосновать свои суждения на наблюдаемых и обсуждаемых фактах. Частные науки есть элементы общей науки — философии. Все частные науки нужно сделать позитивными, тогда и философия станет совершенно позитивной. Физика и астрономия уже сделаны позитивными (т.е. основаны на наблюдаемых и обсуждаемых фактах), остается это сделать для физиологии и психологии. Мир управляется естественнонаучными законами, отдельных законов для органического мира и общественных явлений не существует. Органический мир - это текучая материя, человек - это организованное текучее тело. Соответственно, достаточно только естественных наук – физика, химия и пр.
Классификация Конта.
• догматическое - располагать науки согласно их последовательной зависимости, так чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла последующую;
• историческое - располагать науки сообразно ходу их действительного развития, от более древних к более новым.
При этом конечной целью всякой теоретической системы выступает человечество.
Иерархия наук такова: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Первая из них составляет отправной пункт последней, являющейся, как уже было сказано, единственной основной целью всякой положительной философии. При этом логика относится к математике, а психология делится между биологией и социологией.
Классификация Дильгея. По предмету – науки о духе и науки о природе. Предмет наук о природе составляют внешние по отношению к человеку явления. Предмет наук о духе — внутренние переживания. Жизнь и переживание объективируются в институтах государства, церкви, юриспруденции и пр. Важно также, что понимание обращено в прошлое и служит источником наук о духе.
Принципы классификации наук Энгельса. Энгельс обратил внимание на то, как связаны между собой и переходят один в другой объекты, изучаемые различными науками. Возникла идея отразить процесс прогрессивного развития движущейся материи, идущей по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному, т.е. все эти науки не разделены, а плавно переходят одна в другую. Этот подход стал известен как принцип субординации. И действительно, в XX в. именно на стыках наук появились наиболее перспективные области новых наук: биохимия, психолингвистика, информатика.
Современная классификация Б. Кедрова. Предложил четырёхзвенную классификацию, включающую в себя:
• философские науки (диалектика, логика);
• математические науки (математика, логика, кибернетика);
• естественные и технические науки (механика, астрономия, физика, химия, геология, география, биохимия, биология, физиология, антропология);
• социальные науки (история, археология, этнография, экономическая география, статистика и так далее).
Существует и иной подход, согласно которому все многообразие мира может быть сведено к трем формам движения материи:
• основные (физическая, химическая, биологическая, социальная)
• частные (подразделения основных)
• комплексные астрономическую, геологическую, географическую (включающую в себя физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения материи в пределах лито-, гидро- и атмосферы). Одна из существенных особенностей комплексных форм движения материи заключается в том, что господствующую роль в них в конечном счете играет низшая форма материи — физическая.
Официальный взгляд ВАКа. Согласно уже сложившейся, хотя и достаточно молодой традиции все науки подразделились на три клана: естественные, общественные, технические.
Две основные группы наук. Фундаментальные науки. Прикладные науки.
Фундаментальные науки направлены на познание законов существования и функционирования мира (механика, астрономия, физика, химия, история, археология, демография, психология, лингвистика и т.д.).
Прикладные науки направлены на разработку способов применения фундаментальных знаний для удовлетворения потребностей человека, или его интересов (кибернетика, прикладная математика, машиностроение, сопромат, металлургия, электротехника, космонавтика и т.д.).
Каждая наука имеет свои особенности познавательной деятельности, которая характеризуется особым типом организации знания, собственным понятийным аппаратом, методами исследования и т.д.
По особенностям строения были выделены две группы наук: естественные и гуманитарные.
Впервые проблема разделения наук на естественные и гуманитарные была обозначена в XIX в. немецкими философами Г. Риккертом и В. Дильтеем. Они разделили все науки на «науки о природе» (естественные) и «науки о духе» (гуманитарные). Объектом естественной науки является природа и ее составляющие. Особенностью является установка на поиск закономерностей, формулировка общих законов, и разработка абстрактных моделей процессов. Эти науки получают название «Номотетических» (от греч. Номос – закон), науки, которые выявляют и выражают общее в виде законов. Дают обобщающее знание.
Науки о духе имеют иной характер и направлены на изучение общественных процессов и самого человека. Чтобы понять общественное явление или состояние человека, нужно вжиться в это состояние. Науки о духе – индивидуализирующие науки, они описывают специфические, индивидуальные, неповторимые явления. «Идеографические», описывающие науки.