пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» История Востока
» История Европы
» Нормативно Правовое
» История Псковского Края
» История востока 1917-1945 шпора1
» Новейшая история европы и Америки. Хришкевич
» Историография Отеч. Истории
» контрольная по историографии отеч. истории
» историография
» История Европы. 45-наше время
» История Востока самая последняя
» Историография Последняя
» Философия истории
» История и философия науки Ч. 1.
» История и философия науки Ч. 2.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУКИ: ПРАНАУКА, ПРОТОНАУКА, ПРЕДНАУКА, СОБСТВЕННО НАУКА.

 

Из лекций Рыбакова Н. С.

 

Пранаука  (До IV в. до н.э.) – период формирования условий при которых становится возможной наука. 

- 1 этап

- 2 этап

- 3 этап

Протонаука (с IV в. до н.э. до XVI в.н.э.). 

- Античность

-Средневековье

- Эпоха Возрождения

Преднаука (XVI-XVII вв.).

Собственно наука (конец XVII-XVIII вв.).

- начальный период

- классический период (XVIII- кон. XIX вв.).

- неклассический период (конец XIX – 80-е гг. XX в.).

- постнеклассический период (80-е гг. XX в. – настоящее время). 

 

Пранаука – период формирования условий в которых становится возможной наука. Пранаука занимала период дикости и варварства вплоть до IV в. до н.э. Они включает в себя три этапа.

1 этап. Развитие навыков и умений, сохраняющихся и передаваемых новым поколениям преимущественно в форме совместного участи мастера и ученика в трудовом процессе и через подражание мастеру. Слова в обучении играли вспомогательную роль и для описания навыков и умений накапливались очень медленно. Производство не отделено от обучения. Среди мастеров выделяются знатоки в какой-то области деятельности. В этот период складывается знакосимволика для ведения счета и календарных расчетов. 

2 этап. Это этап формирования знаний в рамках локальных культур (ранний период строительства городов и образования государственности). На этой стадии в фискальных??? (возможно) целях формируется письменность. Выделяются две первые специальности, требующие школьного обучения – касты писцов и жрецов. В школах средством обучения становиться текст, т.е. словесное выражение того, что должно быть усвоено дословно. Всё усваиваемое является тайной, с которой знакомы только посвященные (эзотерическое знание). 

3 этап. Связан с эпохой формирования держав (Вавилон, Ассирия, Карфаген и т.д.) и перехода от локальных культур к региональным. На этом этапе получает дальнейшее развитие жреческая школа, обучение в которой занимает 18-20 лет. Формируется т.н. «жреческая наука», включающая в себя разнообразные магические, мифологические и обрядовые элементы, а также элементы позитивных знаний, необходимых для поддержания престижа жреческой касты. В эпоху античности вавилонские и египетские школы за деньги на обучение могли принимать и посторонних, таким образом образование могли получать первые греческие философы.

На этом этапе помимо жреческих школ и школ писцов формируются школы алхимиков, мореходов, медиков, архитекторов и т.д.

Возникает представление о «тайнах ремесла», которые нельзя сообщать посторонним. Для затруднения проникновения в их тайну вырабатываются особые способы кодирования текстов словами или знаками. 

Выработка таких кодовых языков была первым шагом на пути формирования научной терминологии, языка науки.

 

К концу периода пранауки достигается следующее:

- Выработана письменность, разработан счет, приобретены позитивные знания в области химии, астрономии, медицины, техники, агрономии, геометрии.

- Выработана особая терминология и символика для разных областей познания.

- Наряду с навыком и умением особую роль приобретает текст (знакосимволическое изображение сведений).

- Положено начало выработке методов исследования (наряду с методами применения знаний).

- Истинность знаний принимается не на веру, а проверяется на практике.

- Позитивные знания отделяются от религиозного контекста и приобретают самостоятельное значение.

 

Начиная с IV в. до н.э. в Древней Греции начинает формироваться наука, которая проходит этапы протонауки, преднауки и собственно науки.

Протонаука в свою очередь имеет три периода. 

Первый из них – относится к эпохе античности. На первом этапе существует резкое разграничение протонауки на три уровня: элитарная, школьная и рабская (носителем которой являлся слой рабов – представителей интеллектуальных профессий, инженеры, мастера, учителя и т.д.).

Второй период. (VI-XIII вв.).  Это период формирования региональной культуры христианства. 

С одной стороны, это период упадка науки (за тысячу лет не произошло ни одного заметного естественнонаучного открытия). Грамотность и просвещенность заметно снизились. Господствовал принцип «теология есть первая наука», в силу которого элитарная наука свелась к обслуживанию теологии (в монастырских школах при крупнейших монастырях ученики осваивали грамотность, начала логики, церковное право и экзегетику, т.е. толкование библии). Но в тоже время в средние века подготавливалась кардинальная реформа науки, ее качественное изменение. 

В этот период рабская наука слилась со школьной. Ремесленные мастерские не только сохранились, но и преумножились. Формировался цеховой строй и городское самоуправление. Ремесленники, организованные в цеха, создавали и свою систему обучения, ремесленная наука, отделенная от элитарной, дала множество открытий. 

В итоге наряду с академической элитарной наукой формируется практическая наука, её методы и средства. Развитие торговли и великие географические открытия обогащают знания в Европе. 

Третий этап истории протонауки (XIII-XVв.). 

Это эпоха начала книгопечатанья, огнестрельного оружия, развития мореплавания, возрождения культуры. 

Настоящую революцию произвело изобретение книгопечатания (Гуттенберг, 1450 г.). Это граница, за которой происходит перелом в развитии науки, начинается бурный рост нового научного знания. Это способствовало сохранению и передаче знаний и открытий из поколения в поколения. Университеты занимались философско-богословскими работами.

В ремесленно-цеховых школах были сделаны многие изобретения. Именно там формировались люди – носители практической науки. Они достигали точных знаний, вырабатывали новое мировоззрение, чуждое схоластике. Эта среда порождала таких гениев как Леонардо да Винчи. Но ремесленные школы передавали только прикладные приемы. В них отсутствовал поиск чистой научной истины. 

Изобретение книгопечатания изменило ситуацию. Это удешевило изготовление и распространение книг, что вызвало взрыв интереса к грамотности и повсеместному распространению типографий. Развитие научной мысли начинает выходить из-под контроля церкви. 

 

Эпоха преднауки (XVI-XVII вв.). 

В эту эпоху развитие науки осуществляется одновременно с процессом секуляризации, т.е. отделения церкви от государства, системы образования от церкви и освобождения науки от всякого контроля со стороны церкви. Развитие науки с самого начала приобретает характер острой борьбы с церковью. Наука становится олицетворением смелой свободной мысли, творческого процесса, подлинного познания сущего. 

Во-первых, увлечение мистикой, магией и каббалой в эпоху Возрождения приводит к разочарованию и отрезвлению умов. Истина факта делается важнее любых авторитетов или устоявшихся традиций. Тайны разоблачаются опытным путем и самому читателю предлагают проверить сообщаемое, указывая как это легче сделать. 

Во-вторых, складывается система приборов для получения точных знаний в опытно-экспериментальной сфере, прежде всего часы и линейка. Уточнение измерения мер времени и пространства. 

В-третьих, возрождается идея атомизма. К концу этого периода, после работ Роберта Бойля, атомизм побеждает и становится официально признанным принципом науки. 

В-четвертых, происходит революция в химии. Осуществленное сближение химии с медициной и с живописью оттеснило проблемы алхимии в пользу практической химии. Единственным средством получения знаний признается опыт. Исследуются химические связи и соединения как таковые, без обращения к поискам «философского камня». 

Б. Палисси выдвигает основные принципы опытного знания: 

- необходимо спрашивать у природы путем эксперимента и обращаться к опыту как высшей и последней инстанции;

- нельзя выдвигать никаких теорий, прежде чем они будут экспериментально подтверждены;

- науке нельзя опираться ни на что кроме опыта. Таким образом, ссылки на авторитет Священного писания или древних философов, умозрение и интуиция, как методы обоснования и доказательства отвергаются. 

В-пятых, под влиянием книгопечатания происходит быстрое распространение анатомических знаний. Благодаря рисунками и атласам в книгах. 

В-шестых, развивается алгебра и механика (динамика), применяются точные методы для изучения баллистики, теории машин, теории рычага.

В-седьмых, развитие науки, происходящей вне университетов, вне элитарной науки, связано с обесцениванием элитарной науки, университетской науки и соответственно схоластической философии. На этом этапе борьба против университетской науки приобретает форму борьбы против господствовавшего религиозно-перипатетического мировоззрения. Делаются попытки выработать новое мировоззрение на природу. 

В своей совокупности достижения этого этапа подготавливают наступление собственно науки во второй половине XVII века.

 

Собственно наука. 

Первый этап собственно науки (конец XVII-XVIII вв.). 

Во-первых, на рубеже XVII-XVIII вв., складывается понятийный и логико-математический аппарат науки. Возникают новые научные понятия, новая, реформированная дедуктивная логика, закладываются основы индуктивной логики. Развивается аналитическая геометрия. Происходит перевод научных положений со словесно-понятийной формы на язык математических формул, в результате чего развиваются формы описания, объяснения и предсказания в науке. 

Во-вторых, происходит капитуляция университетской науки перед опытно-экспериментальной, опытно-экспериментальные методы признаются основой всякой науки, и мало-помалу оттесняют старую науку на периферию. 

В-третьих, если на этапе преднауки формируется в своих общих чертах менталитет науки, то теперь впервые формируется цельное научное мировоззрение. Менталитет – склад ума, умственный настрой, стиль поведения и мышления. В понятие менталитета входят такие характеристики, как любознательность или отсутствие покорности судьбе или закону, доверие науке или к религии, уважение к знанию или званию, титулу, богатству и т.п.

Мировоззрение в отличии от этого означает совокупность представлений, идеалов, ценностей человека, исходящих из понимания мира и места человека в нём. Прежде господствовало религиозное мировоззрение. С XVII века начинает формироваться независимое от него научное мировоззрение. Это был «перелом, который совершился в человечестве и привел впервые в многолетнем его существовании к новым, неслыханным раньше формам укладам быта и общественного строя… В XVII веке впервые наука о природе и математика вошли в жизнь как силы, изменяющие условия человеческого существования». 

В-четвертых, впервые в истории культуры складывается единая научная картина мира. Суть этой картины мира наиболее четко была выражена в работах Христиана Вольфа. Он писал: «Ми называем машиной сложное бытие, изменения которого возникают в результате движения и способа его композиции. Весь мир есть машина. Обосновать изменения в мире – значит объяснить их через строение и причинно-следственные связи, т.е. через движение». Это была машинно-механистическая картина мира. Все в мире, согласно ей, происходит аналогично тому, что происходит в машине. При всем несовершенстве эта картина мира оказывается настолько авторитетной, что даже в проповедях говорится о Боге – часовщике и мир уподобляется часам. 

Второй этап собственно науки – классический (XVIII-XIX вв.). Эту эпоху часто называют «эпохой открытий» по её роли в истории науки, или эпохой Просвещения (XVIII век) и эпохой Разума (XIX век) по роли в истории культуры. 

- Завершается отделение науки от религии. С этого времени наличие религиозной веры или ее отсутствие у ученого становится настолько безразличным фактором, что она очень мало влияет на направленность и успешность научного исследования. В начале XIX века Лаплас мог сказать: Бог – это гипотеза, в которой я в своих исследованиях не нуждаюсь». Возможности для религиозных нападок против деятелей науки были резко ограничены. 

-  происходит математизация сначала механики, а затем и других разделов физики. Математическое описание явлений становится образцом и для других наук.

- формируется единая система всех наук, возникает совокупность знания, основанная на идее универсальности механицизма.

- мировоззрение науки становится материалистическим (с отдельными уклонами от материализма в сторону Канта или Юма). 

- все науки структурируются на основе принципа детерминизма. Этот принцип гласит: «Всякое состояние вселенной есть следствие его предыдущего состояния и причина последующего». В середине XIX века этот принцип принимает последовательно механистическое добавление: «если бы существовал такой ум, которому были бы известны на какой-то момент место и скорость каждого атом, для не было бы тайны ни в прошлом, ни в будущем, и он смог бы рассчитать по единой формуле всё на миллионы лет вперед и назад».

- В эту эпоху открываются сначала закон всемирного тяготения, обнаружившие что законы неба и законы земли – одни и те же, а затем и закон сохранения энергии, который к концу этого периода получил переистолкование как закон сохранения и превращения энергии, означающий, что процессы в мире не сводятся к механическим, и помимо механического движения объективно существуют и другие формы движения.

- Под воздействием научного прогресса во всем мире происходит великий промышленный переворот, связанный с переходом от мануфактур и мастерских к заводам и фабрикам на базе внедрения в производство паровых машин, а позднее и электрических. Начинается бурное развитие химии и химической промышленности, совершившей переворот в агрономии и медицине. 

- Впервые в науку входит представление о развитии. Складываются теории и гипотезы о происхождении солнечной системы, о происхождении и развитии геологических процессов на земле, о происхождении видов, единстве онто- и филогенеза в биологии, о происхождении языка, государства, права и т.д. Складывается убеждение о всесилии разума и бесконечности прогресса.

- В силу вышеперечисленных открытий, которые произвели колоссальное впечатление на общество и преобразили стиль мышления эпохи, ведущим фактором во всей культуре становится наука, подчиняя себе все другие формы культуры.

- Впервые возникают такие отрасли знания, как история науки и философия науки, которые выступают и как самостоятельные, независимые друг от друга отрасли исследования. 

Третий этап развития науки – неклассический. (последняя четверть XIX – начало XX в.). 

Он включает в себя три стадии:

- кризис в физике (последняя четверть XIX в.).

На первой стадии совершается множество фундаментальных открытий. Д. И. Менделеев создал периодическую таблицу элементов. Были открыты полевая форма материи и электрон, рентгеновские лучи и молекулярное (броуново) движение, создана электромагнитная теория, обнаружена радиоактивность. Эти открытия подтверждали правильность общей стратегии научных исследований: опоры на опытно-экспериментальные методы, проверки гипотез опытом и научным экспериментом.

Но в то же время эти открытия приводили к смене механической картины мира, представлявшей мир как большую машину, на другую картину мира – электромагнитную, в которой мир построен не только из вещества (т.е., из твёрдых, ограниченных в пространстве, инертных тел), но также из полевой материи (материи невещественной не имеющей границ, проницаемой для тел и пронизывающей тела). 

На основе этого возник ряд противоречий между теорией и опытом. Так физика опирается только на евклидову геометрию, хотя известны уже неевклидовы геометрии (Лобачевского, Больяи). Остается неясным, являются ли они чистой идеей, может быть даже фикцией, или что-то в мире им соответствует. Эксперимент оказывается слишком неточным чтобы установить это.

Хотя явным образом оказывается невозможным свести явления электромагнетизма, оптики, химии к механическим движениям, до конца XIX века сохраняется надежда на то что это все же удастся. 

Факт обнаружения того что материя существует в двух формах –вещества и поля – запутывает ученых в решении вопроса, что первично: вещество или поле, ответ на который наука не находит.

Таким образом, складываются условия для дальнейшего скачка в познании, и одновременно возникают трудности в познании, которые определяются учёными как кризис в физике. 

- революция в физике (первая половина XX в.).

Вторая стадия начинается в 1900 году новой волной фундаментальных открытий. 

В 1900 г. Планк открывает квант действия, фотон. Свет понят как вид электромагнитного процесса. В 1902 г. Резерфордом раскрыта природа радиоактивности как внутриатомного движения, обнаруживается сложность атома.

В 1905 году Эйнштейн создает СТО, обнаруживая зависимость свойств пространства и времени от скорости перемещения материальных объектов. Происходит отказ от понятия эфира как мнимой среды.

В 1914-1915 годах Эйнштейн создает ОТО, которая устанавливает зависимость свойств пространства и времени от размеров массы. Делается вывод о принципиальной неоднородности геометрии мира. 

В 1925-1927 гг. Н. бор, В. Гейзенберг, Л. де Бройл, Э. Шредингер создают квантовую механику. Обнаруживается что на разных уровнях строения материи существуют свои законы, и, таким образом, описание материи на одном уровне не позволяет свести его к описанию на другом уровне. Переход к новым уровням материи в познании оборачивается принципиальной ненаглядностью новых понятий: в нашем мире отсутствуют чувственные образы, которые соответствовали бы явлениям микромира. 

- распространение революции в физике на весь свод наук (вторая половина XX в.).

В послевоенный период, начиная с 1945 года бурно развивается атомная энергетика. Обнаруживается сложность любых микрообъектов. Происходит революция в химии, основанная на применении к ней квантовой механики, в астрономии (открытие мегамира, мира галактики, проникновение в космос на расстояние свыше 200 тысяч с.л.). Происходят крупнейшие открытия в антропологии, биологии, генетике на базе квантовой механики. Возникают принципиально новые науки и области исследования – кибернетика, информатика, электроника, космонавтика, генная инженерия, лазерная техника, радиотелескопия, космология, синергетика и т.д.

Мир рассматривается как текучий, изменчивый, но при этом находящийся в состоянии самодвижения. Законы природы начинают рассматриваться как исторические законы, т.е. возникающие при определенных физических условиях и изменяющиеся вместе с их изменениями.

В то же время синергетика обосновывает универсальность развития в мире и доказывает, что порядок и хаос, упорядоченность и беспорядок – не абсолютные противоположности, и они способны переходить одно в другое. 

Дело в том, что в замкнутых, изолированных системах, которыми только и занималась классическая физика, происходит непрерывный рост энтропии (вырождение энергии, выравнивание потенциалов). Отсюда Клаузиусом была выведена концепция «тепловой смерти вселенной», т.е. достижение в конце концов такого состояния вселенной, в котором все потенциалы выровнены и всякое движение замирает. Согласно синергетике, ни одна физическая система не является абсолютно изолированной, и положение о росте энтропии и тепловой смерти не точно. 

 

В современную эпоху, в последнюю треть нашего столетия мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука. 

Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, революция в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация, появления сложных приборных комплексов и т.д.) меняют характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности. Если классическая наука была ориентирована на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки конца XX века определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. Организация таких исследований во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и т.д. В самом же процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера. 

В междисциплинарных исследованиях наука, как правило, сталкивается с такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах зачастую изучаются лишь фрагментарно, поэтому эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при узкодисциплинарном подходе и выявляются только при синтезе фундаментальных прикладных задач в проблемно-ориентированном поиске. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной постнеклассической науки. 

Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Сама же историческая эволюция характеризуется переходом от одной относительно устойчивой системы к другой системе с новой уровневой организацией элементов и саморегуляцией. Формирование каждого нового уровня системы сопровождается ее прохождением через состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. 

Деятельность с такими системами требует принципиально новых стратегий. Взаимодействие с ними человека протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в системы, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний. Перед этим в процессе деятельности каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам этот выбор необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан. 

Среди исторически развивающихся систем в современной науке особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек. Примерами таких «человекоразмерных» комплексов могут служить медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (генная инженерия), системы «человек-машина» (сложные информационные комплексы и системы искусственного интеллекта) и т.д.

При изучении «человекоразмерных» объектов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности. С системами такого типа нельзя свободно экспериментировать. В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинают играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. 

В этой связи трансформируется идеал ценностно нейтрального исследования. Объективно истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. В ходе самой исследовательской деятельности с ЧР объектами исследователю приходиться решать ряд проблем этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Внутренняя этика стимулирующая поиск истины и ориентацию на приращение нового знания, постоянно соотносится в этих условиях с общегуманистическими принципами и ценностями. Развитие всех этих новых методологических установок и представление об исследуемых объектах приводит к существенной модернизации философских оснований науки.

 


03.06.2021; 20:10
хиты: 49
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
философия науки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь