Можно ли установить — хотя бы с относительной хронологической и географической точностью — когда и где возникла наука?
Трудность ответа на этот вопрос состоит прежде всего в определении содержания понятия «наука», в попытке вычленить те основные характерные ее черты, которые как раз не были чертами «историческими», т.е. преходящими во времени.
Историки науки предлагают различные ответы на вопрос о дате и месте рождения науки в зависимости от того, какую теоретическую модель науки они принимают, в известном смысле от того, какому течению они принадлежат в рамках философии науки. Таким образом, определение даты и места рождения науки — это вопрос открыто дискуссионный для сообщества профессиональных историков науки, здесь нет полного согласия.
Из лекций Рыбакова Н. С.
Существуют 4 варианта датировки возникновения науки.
1. Наука возникает в традиционных культурах Вавилона и Египта. Н. отождествляется со знанием и рассматривается как экстраполяция здравого смысла на новую предметную область. Ограниченная группа людей располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии, химии и др., считая их тайными и магическими. Далее рассматривается эволюция знаний от древнейших к современным.
2. Наука возникает в античности, это переход к «теоретизации знаний» в отличии от рецептурности знаний догреческих цивилизаций. Философы были одновременно и учёными, их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания, большое внимание уделяется системе доказательства. Возникновение науки в этом случае связано с открытием Платоном «идей» (Гуссерль), с созданием Аристотелем «физики», разработкой космологии и логики (Поппер), с достижениями теоретической мысли Платона и Аристотеля (Койре). (Г. Н. Волков, Ф. Х. Кессиди, С. Я. Лурье).
3. Наука возникает в позднее европейское средневековье (XIII-XIV вв.), деятельность представителей Парижского и Оксфордского университетов (П. Дюгейм, А. Кромби). В этом случае за основу берется возникновение экспериментальной деятельности в естествознании.
4. Наука возникает в XVI-XVII вв. – в основе энгельсовская периодизация естествознания. Данная концепция связана с именами Коперника, Галилея и Ньютона, создавших научную картину мира, основанную на законах классической механики. В этом случае античные и средневековые взгляды рассматриваются как преднаука (Б. М. Кедров, Л. М. Косарева, А. П. Огурцов).
В античный и средневековый периоды возникают элементы, или предпосылки науки, но не сама наука (как «целостное триединство», где понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали), которая возникает только в Новое время, в процессе отделения науки от традиционной философии.
В буржуазную эпоху – происходит бурный рост производства. Производство – это переработка вещества природы для утоления человеческих нужд. Возникает необходимость изучения свойств перерабатываемого. Это дает толчок к изучению природы. Первым возникает естествознание (физика механика). Появляются университеты – подготовка научных кадров. Появляется прослойка в социальной структуре – ученые.
Необходимые предпосылки возникновения науки.
- Во-первых, наличие правил последовательного мышления и вывода, или логика. Способность мыслить логично не врождена человеку. Религиозно-верующий человек не чувствителен к логическим противоречиям в вопросах веры; его не интересует вопрос о том, как совместить всеведение и всемогущество бога или научную и священную? всемирную историю. Способность логически мыслить и правила логического мышления сформировались только к IV в. до н.э.
- Во-вторых, для того, чтобы наука стала возможной, необходимо выработать язык, пригодный для научного описания, отличающийся точностью и общезначимостью. Слова обычного разговорного языка для этого не подходят, по причине своей многозначности. Требуется особый язык и способы фиксации мысли, чтобы изложенное одни, было одинаково понято и принято другими людьми. Язык науки – интерсубъективен.
- В-третьих, нужны методы объективного познания, устраняющие все психологические и культурные влияния, позволяющие выразить знание в объективированной форме. Например, не «я увидел огненный шар, от которого резко пахло палёным», а «18 июля 1999 года, в двухстах метрах от высоковольтной линии в двух метрах над землёй возникла шаровая молния…».
- В-четвертых, необходимо, чтобы получаемые знания были доступны проверке, обоснованию, доказательству, были наблюдаемы всяким в любой момент, когда соблюдены определенные условия, - они должны быть предсказуемы, обязаны раскрывать объективную необходимость.
- В-пятых, необходимо, чтобы сложилось сообщество специалистов по получению нового знания, которое приняло бы на себя функцию культивировать полученные методы и навыки познания на основе глубокого освоения полученных научных знаний, равно как сформировалась бы область их занятий.
Из учебника Купцова В. И. «Философия и методология науки».
5 точек зрения на то что можно считать характерными чертами науки и дату ее возникновения.
1. Одна из точек зрения исходит из того, что наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще. Тогда отсчет времени надо вести с каменного века, с тех времен, когда человек в процессе непосредственной жизнедеятельности начинает накапливать и передавать другим знания о мире.
2. Многие историки называют другую дату: наука рождается примерно двадцать пять веков назад (примерно V в. до н.э.) в Восточном Средиземноморье, точнее в Древней Греции. Именно в это время на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы, появляются не только первые образцы исследовательской деятельности, но и осознаются некоторые фундаментальные принципы познания природы.
3. Третья точка зрения относит дату рождения науки к гораздо более позднему времени, к периоду расцвета поздней средневековой культуры Западной Европы (XII– XIV вв.). Наука, считают они, возникает в тот период, когда была переосознана роль опытного знания, что связано с деятельностью английского епископа Роберта Гроссета (1168—1253 гг.), английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214— 1292 гг.), английского теолога Томаса Брадвардина и др. Эти оксфордские ученые, все — математики и естествоиспытатели, призывают исследователя опираться на опыт, наблюдение и эксперимент, а не на авторитет предания или философской традиции, что составляет важнейшую черту современного научного мышления.
4. Большинство же историков науки считают, что о науке в современном смысле слова можно говорить только, начиная с XVI—XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея. Апогеем духовной революции, связанной с появлением науки, являются, конечно, работы Ньютона, который, кстати говоря, родился в год смерти Г. Галилея (1643 г.). Наука в таком понимании — новейшее естествознание, умеющее строить математические модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения посредством мысленного эксперимента. Рождение науки здесь отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. В этот же период складывается новый тип отношения между физикой и математикой, плодотворный для обеих областей познания. Надо прибавить, что в XVII веке происходит и признание социального статуса науки, рождение ее в качестве особого социального института.
5. Некоторые (правда, немногочисленные) исследователи сдвигают дату рождения современной науки на еще более позднее время и называют конец первой трети XIX в. Такого мнения придерживаются те, кто считают существенным признаком современной науки совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Происходит оформление науки в особую профессию.
С точки зрения Эдгара Цильзеля (1891—1944)., при переходе от феодализма к раннему периоду капитализма человеческое общество претерпевает фундаментальные изменения, создавая необходимые условия для возникновения научного метода. Эти общие условия, или предпосылки генезиса науки состоят в следующем. (Как можно понять, перечисляемые условия связаны в первую очередь с 4 концепцией датировки возникновения науки).
— Перемещение центра культурной жизни в города. Наука, будучи светской и невоенной по духу, не могла развиваться среди духовенства и рыцарства, она могла развиваться только среди горожан.
— Конец средневековья был периодом быстрого технологического прогресса. В производстве и в военном деле стали использоваться машины. Это, с одной стороны, ставило задачи для механиков и химиков, а с другой — способствовало развитию каузального мышления и в целом ослабляло магическое мышление.
— Развитие индивидуальности, разрушение оков традиционализма и слепой веры в авторитеты. «Индивидуализм нового общества есть предпосылка научного мышления, — подчеркивал Э.Цильзель.
— Ученый также доверяет в конечном счете только своему собственному разуму и склонен быть независимым от веры в авторитеты. Без критичности нет науки. Критический научный дух (который совершенно неизвестен всем обществам, где отсутствует экономическая конкуренция) есть наиболее сильное взрывчатое вещество, которое когда-либо производило человеческое общество».
— Феодальное общество управлялось традицией и привычкой, а возникновение экономической рациональности способствует развитию рациональных научных методов, основанных на вычислениях и расчетах.