Г. Болингброк и его «Письма об изучении и пользе истории» (1735).
Отстаивал идею истории как науки в противоположность развлекательной истории.
Интерес к истории - одно из проявлений человеческой природы - диктуется жизненными потребностями и интересами человека;
История должна решать не частные профессионально ограниченные задачи, а философские проблемы, затрагивающие животрепещущие проблемы человечества;
История как бы расчленена на ряд периодов-циклов. Начало каждого из них обусловлено фундаментальными причинами.
Английский философ Д. Юм - автор восьмитомного труда «История Англии от вторжения Ю Цезаря до революции 1688 г.» (1752-1762). В центре внимания политическая история, но - в духе Просвещения - уделяет внимание религии, нравам, культуре, общественной мысли. В основу периодизации положены правления династий и монархов. Яркий язык, аргументированное изложение. Более столетия оставался для англичан главным источником знаний по национальной истории.
Не меньшее влияние на общество оказали труды Э Гиббона и в особенности «История упадка и гибели Римской империи» (!776-1788). Движим размышлениями о судьбе Британской империи (отпадение североамериканских колоний).
Задачу историка Гиббон видел в том, чтобы раскрыть значение конкретных исторических фактов. Он излагает исторический материал в проблемно-исторической последовательности, но блестящим литературным языком. Причины распада Западной и Восточной Римской империй:
расширявшийся объем завоеваний;
нарушение равновесия между тремя ветвями власти, сложившегося в эпоху Республики. Оно привело к установлению «дикой демократии», цезаристской диктатуры, а затем к деспотизму восточного образца.
Христианство как фактор, ускоривший гибель Римской империи: исчезновение воинского духа, возобладание духа пассивности, смирения, непротивления, одновременно рост нетерпимости, фанатичное преследование «еретиков». Средние века - «кровавое и преступное безумие», насаждаемое церковью и монастырскими орденами.