Оригинальная русская фил-ия появилась в XIX в. после реформ Петра I. Осн. вопрос русской фил-фии: какое место в истории мира занимает Россия или, иначе, что замыслил Бог о русском народе. При этом культура России сопоставлялась с европейской. Западная фил-ия, была основой создания русской фил-фии.
Первый русский фил-ф - Петр Чаадаев. Он в своих «Философических письмах» противопоставил Россию Европе – резко и не в пользу родной страны. Если на западе строится великая христианская цивилизация, то на востоке, в России, царят беспорядок и бессмыслица, отсутствуют историческая преемственность и самостоятельно выработанные крупные идеи. Однако, в своем более позднем сочинении, «Апологии сумасшедшего», Чаадаев выразил уверенность в том, что русский народ имеет от Бога и свою положительную историческую миссию.
Тему, открытую Чаадаевым, продолжали славянофилы и западники. Первые отстаивали право России на культурно-историческую самобытность, утверждали духовно-нравственное преимущество православия перед католичеством и протестантизмом. Западники считали Россию отсталой от европейских стран, критично относились к православию, а порой – и к религии вообще.
Линия славянофилов продолжилась в трудах Н. Данилевского и К. Леонтьева. В своем сочинении «Россия и Европа» Н. Данилевский предложил одну из наиболее известных циклических моделей развития культуры. К. Леонтьев утв-л, что войны, насилие, тирания необходимы для общей красоты истории, процветания общ-ва и правды христианской веры. Леонтьев выделялся своим эстетизмом, доходящим до любования войнами и тиранией. За это его часто называют «русским Ницше».
Вл-р Соловьев написал «Духовные основы жизни», «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание Добра» и многие другие сочинения. Философия Владимира Соловьева - это искание единства духовной жизни. Он разрабатывал фил-ию всеединства – учение о том, как совместными усилиями Бога и человека преодолеть разобщенное состояние мира. Важными темами фил-ии всеединства являлись Богочеловечество и София. Богочеловечество есть идеал максимально полного вхождения людей во внутреннюю жизнь Божества, их предельной христианизации. София у Соловьева – это начало Божией Премудрости в тварном мире, космосе, то, что обеспечивает единство Творца и творения.
Одним из виднейших представителей русского космизма был Николай Фёдоров. Фил-ия космизма рассматривает чел-а как часть космического целого, как существо, способное возглавить дальнейшую эволюцию мира. Федоров проповедовал союз Церкви и науки, кот вместе должны преобразить природный мир, победить смерть,