пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Творчество Э.М. Ремарка. Модель сюжета и героя. Публицистичность стиля.


(Точно ответа на заданные вопросы нет, но если поразмышлять то всё довольно просто.
Сравнить два романа, два сюжета, двух главных героев. У кого-у кого, а Ремарка сходство будет как ни крути. Что касается публицистического стиля, то тут необходимо лишь вспомнить его особенности (см.ниже), которые прекрасно накладываются на ремарковскую прозу).

К примеру, сравним 3 романа («Триумфальная арка», «На Западном фронте без перемен» (1929) и «Три товарища» (1938), то мы увидим схожие судьбы героев. Видимо, это и есть «модель».  Все они являются «представителями» потерянного поколения (упор на этот аспект  можно сделать, потому что Ремарк как раз типичный представитель писателя потер. покол. – в 32 вопросе о них подробнее). А это значит, что взрослая жизнь началась для них несколько раньше, чем обычно: под влиянием всеобщего патриотического подъема эти мальчики добровольно ушли на фронт первой мировой войны. Те из них, кто остался жив, не смогли забыть своих фронтовых товарищей, но утратили интерес к послевоенной, реальной жизни. Скептицизм и бесконечная усталость — типичные черты героев Ремарка. Доктор Равик(Трумфальная арка) в своих поступках далеко ушел от настроений первой мировой войны. Он, немец, укрывал у себя разыскиваемую нацистами семью, помог бежать этим людям, за что и попал в гестапо. Там он прошел через пытки, пережил смерть любимой женщины Сибиллы. Потом бежал из страны и воевал в Испании на стороне республиканцев, пока они не потерпели поражения. Роман Ремарка застает сорокалетнего доктора в ночном Париже, когда он, бесконечно уставший от жизни и собственного двусмысленного беспаспортного положения, спасает странную нелепую женщину, готовую броситься с моста в Сену. Эта женщина — танцовщица и певица Жоан Маду(прототип Марлен Дитрих, кстати), у которой только что умер муж. Р. старается избегать подобных встреч, он сторонится любви и любого проявления чувства. Ему даже нравится такой стиль жизни: одиночество и звонки среди ночи, когда вызывают на операцию. Анонимно Р. оперирует раненых и самоубийц. Иногда ему удается спасти человека, но его имя остается для больного неизвестным, потому что Р.— налегал и у него нет французского паспорта. Герой призрачен, как призрачен и весь предвоенный Париж с его туманными набережными, с его жалкими, мечущимися в своей безысходной усталости и беспросветной нищете маленькими людьми, вроде самоубийцы Гольдберга. Почти все они иммигранты, живущие прошлым. Так живет и Р. Своих друзей по первой мировой войне он помнит лучше, чем тех, с кем жизнь свела его позже. Даже гестаповца Хааке он убивает не от ослепляющей ненависти, а от какого-то тлеющего в нем сознания, что этого нациста, когда-то пытавшего его и Сибиллу, нужно стереть с лица земли. Поэтому и убивает он Хааке неумело, как дилетант, взявшийся не за свое дело. В романе нет ничего героического, потому что героическое подразумевает экстраординарный поступок, подвиг. Для Р. этот отрезок времени — всего лишь тягостный этап жизни, у которой нет ни конца, ни смысла. Даже любовь к странной, взбалмошной и несчастной Жоан Маду — только еще один грустный эпизод в его жизни. Любовь оказалась мучением для двух любящих, но не понимающих друг друга людей. И Р. опять вынужден стать врачом, теперь уже для Джоан, раненной своим случайным любовником, актером-неудачником. Р. понимает, что весь его талант, все его возможности бессильны перед смертью. Он не может спасти ни свою любовь, ни жизнь этой женщины. Он ничего в этом мире не может: Жоан умирает у него на руках 1 сентября 1939 года, в день начала второй мировой войны. А Р. продолжает жить дальше в том же тумане одиночества, когда все цвета жизни теряют свою яркость. Ремарк, как и его герой, больше в Германию не вернулся, он предпочел типичную для своих героев позицию гуманиста-одиночки.

 

Публицистический стильфункциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Функции публицистического стиля:

  • Информационная - стремление в кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях
  • Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей

Задача речи:

  • воздействовать на массовое сознание
  • призывать к действию
  • сообщать информацию

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы. Лексика, характерная для публицистического стиля, может употребляться и в других стилях: в официально–деловом, научном. Но в публицистическом стиле она приобретает особую функцию – создать картину событий и передать адресату впечатления журналиста от этих событий

 

Эрих Мария Ремарк (1898—1970) семнадцатилетним мальчишкой, сразу после окончания гимназии, попал на фронт, где был пять раз ранен. После войны он недолго учи­тельствовал в провинции, затем переселился в Берлин. В пору жесточайшей инфляции приходилось браться за любую рабо­ту. Позже эти профессии — учителя, автогонщика, органиста в церкви псих лечебницы, рабочего кладбищенской гранитной мастерской, журналиста — он передал своим героям.

Ремарк, вернувшийся с войны, написал роман «На Запад­ном фронте без перемен» (1929), потрясающий своей правдиво­стью. Автор выступил в нем не просто как очевидец случивше­гося, а как участник и жертва.

Молодые люди, оказавшиеся на фронте, жили, сопротив­ляясь властям, отстаивая свое право существовать на этой зем­ле. Их превратили в подобие скотов. Лишенные нормальных условий жизни, они озабочены лишь тем, чтобы посытнее по­есть да подольше поспать, пока не послали на передовую. Если желудки набиты едой, — значит, все нормально. Но эти, каза­лось бы, обесчеловеченные, ко всему привыкшие солдаты оста­ются людьми. Рассказывая свою историю, Пауль Боймер по­чти всегда говорит «мы». Он не отделяет себя от своих бывших одноклассников и тех, с кем встретился в окопах. У них общая беда и судьба. Самое страшное, что он чувствует неспособность вернуться к прошлой, довоенной жизни. После всего, что он видел, он не может глядеть в глаза родителям и учителям, сочинять, как в юности, стихи и читать умные книжки. Во время отпуска он считает дни до возвращения на фронт. Он торопится умереть.

    Ремарк показал войну из окопа. Традиционной батальной романтике он противопоставил правду обычного честного человека, который вынужден убивать, чтобы не быть убитым. Ярче его Ремарк сказал об этом в эпизоде, где главный герой Пауль Боймер, не раздумывая, убивает ножом французского солдата, а затем проводит мучительные часы рядом с трупом и неизвестной вражеский солдат, помимо воли, воспринимается им уже как близкий человек, ровесник. Сам Пауль Боймер будет убит в один из последних дней войны. А во фронтовых сводках появится безликая фраза: «На Западном фронте без перемен».

    Книги о тех, кто не вернулся с фронта или возвратился физически и духовно искалеченным, стали называть литературой «потерянного поколения», и здесь Ремарк стоит в одном ряду с Э. Хемингуэем и Р. Олдингтоном.

В романе «Возвращение» (1931), который также с полным правом можно отнести к литературе «потерянного поколения». Ремарк, продолжая автобиографическую тему, размыш­ляет над тем, как трудно возвращаться его ровесникам-солдатам к мирной жизни. Одни искалечены физически, другие — духовно. Воспоминания об убитых на фронте друзьях и врагах мучительно преследуют их.

    В 1932 году Ремарк жил и лечился в Швейцарии. К тому времени он уже был знаменит и богат. О возвращении в Германию не могло быть и речи. Он был одним из тех, чьи книги нацисты публично сжигали на улицах в 1933 году. Из Швейцарии он переезжает во Францию, а в 1939 году переселяется в Америку. «Три товарища» (193&) написаны в период скитаний. Хотя в тексте не найти слов «фашизм» или «нацизм», роман предре­кал горестную будущность «потерянному поколению».

В 20—30-е годы слово «товарищ» на разных языках обозначало товарища по партии и классовой борьбе. Ремарк возвращал слову «товарищ» его изначальный смысл. У Роберта Локампа, от лица которого ведется рассказ, двое друзей: Отто Кестнер и Готфрид Ленц. Они и есть три товарища. У них обшая втомобильная мастерская, в которой они восстанавливают машины, чудом не попавшие на свалку. Человека, который рядом с ними, а тем более товарища, они в обиду никогда не дадут. Крутым парням Ремарка чужд глобальный гуманизм, они просто порядочные и сильные люди, а помощь их всегда конкретна.

 Герои «потерянного поколения» сдержанны и ироничны в отношениях с женщиной, чувственность у них опережает чувст­ва. В «Трех товарищах», да и в других книгах Ремарка, любовь нарастает постепенно, и в какой-то момент герой постигает, что она и есть самая большая ценность, что только ради этого стоит жить. Однако у Ремарка счастье обречено быть кратким.

События романа происходят в 1928 году. До прихода фашистов к власти еще почти пять лет, но Ремарк мастерски воссоздает предгрозовую атмосферу того времени. Инфляция, нестабильность, безработица придают жизни каждого немца неустойчивость, шаткость, а в столице возникает особая взвинченность, нервозность.

Вчерашние солдаты одной страны станут стрелять друг в друга, в зависимости от того, какой цвет станет их эмблемой — красный или коричневый. В этом смысле роман Ремарка «Три товарища» воспринимается как увертюра германской и евро­пейской трагедии.

Ремарк уже на склоне лет вернется к десятилетию, пред­шествовавшему приходу гитлеровцев к власти. В романе «Чер­ный обелиск» (1956) с высоты собственного жизненного опыта он будет пристально всматриваться в те годы, когда в Герма­нии только нарождался фашизм. В «Черном обелиске» впер­вые у Ремарка прозвучала лаконичная, но вполне четкая ха­рактеристика эпохи, которую трудно оспорить и сегодня: «Действительно, немецкая революция 1918 года была самой бескровной в мире. Социал-демократы сами себя так напугали, что тут же призвали на помощь бонз и генералов прежнего пра­вительства, чтобы те защитили их от вспышки собственного мужества. Известное число революционеров было отправлено на тот свет, аристократия и офицеры получили огромные пен­сии, чтобы у них было время для подготовки путчей... Немец­кая революция захлебнулась среди красного плюша, уюта, по­стоянных столиков в пивной и мечтаний о блестящих мунди­рах и звучных командах».

Ремарк с 1939 года жил в Лос-Анджелесе. Но перед его мысленным взором всегда была окровавленная карта Европы, он помнил о своих родных, близких и знакомых, одни из кото­рых сидели за колючей проволокой, других заставили брести на Восток, чтобы там найти свою могилу.

Новые романы Ремарка «Возлюби ближнего своего» (1940) и «Триумфальная арка» (1946) — это злоключения беглецов, чудом вырвавшихся из лап гестапо.

Триумфальная арка в Париже — символ былых побед. У Ремарка этот образ переосмыслен. Действие романа разворачивается накануне оккупации Парижа германскими фашистами. Врач-эмигрант Равик в Париже ищет гестаповца, истязавшего в концлагере. Он встречает своего палача, в иной жизненной ситуации тот жалок, труслив и зауряден. Но Равик совершает акт мщения, каким бы бессмысленным он ни казался ему в час расправы. Для Равика, как и для Ремарка, возмездие — синоним справедливости, ибо попустительство преступлениям, убеждает история, влечет за собой новые злодеяния.   Главный герой романа «Время жить и время умирать»(1954) отпускник Гребер весной сорок пятого приезжает в родной город на побывку, но не может найти ни родного дома, ни знакомой с детства улицы — всё в руинах. Родители, вероятно, гибли во время бомбежки. Короткая обреченная любовь — он убеждает Элизабет выйти за него замуж. Он точно знает, что погибнет, так пусть она бы будет получать вдовью пенсию. Герой разуверился в детской идеологии, он готовится перейти на сторону русских. Но в этот решительный момент погибает от пули партизана. Ремарк стремится сказать, что тот, кто в момент исторических катаклизмов окажется между противоборствующими силами, обречен. Политический антагонизм убивает мыслящую личность.

     В 1954 году писатель поселился близ Локарно на Лаго Маджиоре, где провел последние шестнадцать лет. Из Швейцарии часто приезжал в Западную Германию, проводил там иногда по нескольку месяцев. Но это была другая жизнь, чуждая ему, очевидно, малопонятная и малоприятная. Во всяком случае, ремарковский герой не был причастен к экономическому чуду и в германские реалии не вписывался. О послевоенной Германии и Ремарк романов не создавал, жизнь нового поколения немцев, живущих в разоренной и разорванной Германии, была ему малознакома, он предпочитал вспоминать о прошлом.


17.01.2014; 16:31
хиты: 384
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
мировая литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь