пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

29.И.Шмелев. Функция бытовой детали в содержании произведения.

1873-1950

БЫТОПИСАТЕЛЬ, ПОЭТ БЫТА

Литературная деятель­ность Шмелева началась в 90-е годы публикацией книги очерков «На скалах Валаама» о безрадостной жизни монахов, тунеядстве их «пас­тырей». Резкая социальная критика вызвала недовольство в правитель­ственных кругах. Шмелев надолго замолк и вернулся в литературу только в 1905 г., когда, по его словам, «движение девятисотых годов приоткрыло выход». Он публикует повесть «К солнцу», пронизанную пафосом радостного приятия мира, ожидания его обновления. В период революции были созданы наиболее известные рассказы Шмелева: «Вахмистр» (1906), «По спешному делу» (1906), «Распад» (1906), «Граж­данин Уклейкин» (1907). Под влиянием настроений революции напи­сана повесть «Человек из ресторана» (1911).

Герои Шмелева –«маленькие люди» из «городских углов», кото­рые в годы революции увидели неясную надежду на будущее, или «задумавшиеся» под влиянием революционных событий люди средних слоев городского населения. В рассказах чувствуется влияние приемов психологического реализма Толстого и мотивов горьковского творчества.

Конфликт человека с окружающей средой решается в двух планах – либо растворяется в абстрактном авторском сострадании «маленькому человеку» и превращается в конфликт «общечеловеческий», либо разрешается в гражданских традициях русской демократической лите­ратуры 60–70-х годов. У Шмелева как бы синтезируются оба эти варианта. Он с гневом пишет о виновниках бесправия и нищеты трудового человека, о социальных контрастах русской действительно­сти, но путей реального «облегчения жизни» не видит. Человек у Шмелева всегда одинок.

Наиболее художественно зрелыми произведениями Шмелева были рассказ «Гражданин Уклейкин» и повесть «Человек из ресторана». В них отчетливо выразилось то новое, что несла в традиционную тему «маленького человека» литература реализма XX столетия. Герой повести «Человек из ресторана» официант Скороходов мечтает о справедливости. Но и его мечта парализуется расплывчатостью представлений о социальной правде. Пережив духов­ный кризис после потери близких, Скороходов находит нравственную опору в моральном учении Л. Толстого. Сильной стороной повести является социальное обличение хищничества, лицемерия, лакейства, свидетелем которых становится старый официант. Но критическая сила ее ослабляется иллюзорностью нравственного вывода героя. «Гражда­нин Уклейкин» и «Человек из ресторана» – вершины дореволюцион­ного творчества Шмелева.

Февральскую революцию 1917 г. Шмелев встретил восторженно. Октябрьскую не принял. Жил в Крыму, в Алуште, там написал повесть «Неупиваемая чаша» – своеобразное житие людей из народа.

После эвакуации врангелевских войск остался в Крыму, уезжать не собирался, несмотря на разногласия с новой властью. Но в 1920 г. в лазарете в Феодосии красными был расстрелян его сын – офицер Добровольческой армии. Расстрелян несправедливо, ибо он, как было известно, отказался от участия в Белом движении. В 1922 г. Шмелев уезжает из России. Живет в Париже, летом обычно на берегу Атлан­тического океана в Капбретоне.

Если в России Шмелев снискал себе славу «художника обездолен­ных», то в литературе русской эмиграции – художника старой России и «бытописателя русского благочестия». Но это благочестие было особым.

Все эмигрантское творчество писателя было обращено в прошлое ушедшее безвозвратно. Шмелев хотел бы, как писал Г. Адамович, чтобы в России «вновь зазвонили все московские колокола, заблистали звездами синеглавые соборы бесчисленных русских монастырей. Что­бы купцы ездили на богомолье, черноусые красавцы кутили и буйст­вовали, а смиренные и добродушные мужички в холщевых рубахах кланялись в пояс барыням и произносили слова, как будто и простые, но полные неизреченного смысла».

В таком понимании старой России Шмелев глубоко расходился с Буниным, творчество которого тоже было обращено к прошлому, но для которого прошлое было уже невозвратимо в тех формах, в каких оно осталось у художника в «дали воспоминаний».

Эмигрантское творчество Шмелева открывается «Солнцем мерт­вых» (1923) –книгой о послевоенном быте в Крыму, где господствуют голод, смерть, произвол, где все умирает под лучами солнца: люди, звери, птицы. По жанру это книга очерков об увиденном, услышанном, пережитом автором. По слову критика, то был «плач по России».

В эмиграции Шмелев печатался много; выпускал одну за другой книги рассказов, воспоминаний, романы. Тематически одна группа произведений Шмелева–это книги о дореволюционной России, другая – о «русском человеке в эмиграции».

Самую высокую оценку в критике получили автобиографические вещи Шмелева «Лето Господне» и «Богомолье». Главы «Лета Господне», книги поистине удивительной,– «Праздники», «Радости», «Скорби» – организованы круговоротом года и церковным календарем. В картинах своего детства Шмелев рассказывает, как этот календарь определял всю жизнь семьи, которая представала в трех, но единых аспектах: дом, церковь, Москва. И праздники, и радости, и скорби–в доме, в церкви, в Москве. Это была книга о самом дорогом, что виделось автору в жизни. Восприятие мира ребенком предстает у Шмелева как един­ственно подлинное, истинное, изначально народное. Но это была уже и идеализация быта патриархальной России, миф о России. Вся критика обращала внимание на истиннонародный язык шмелевских очерков, который можно сопоставить только с языком Лескова.

Романы менее, чем рассказы или очерки, удавались Шмелеву, он, как принято говорить, не обладал «романным мышлением». Из мно­гочисленных его романов могут быть выделены «Няня из Москвы» и «Пути небесные». Первый целиком стилизован под сказ. Последний роман «Пути небесные» слабее, но ему автор придавал особое значение. Это книга о «русской душе» и некоей предначертанности свыше человеческих судеб. Пути человеческие – «пути небесные».

Проза Шмелева вобрала в себя многие традиции русской литературы – и Чехова, и Лескова, и русской житийной литературы. Из этого синтеза и выработалась особая «шмелевская» стилевая система, в которой нашли место и добродушный юмор, и задушевная мягкость, и явное следование фольклорной традиции.

Отдав дань политизированному настроению общества («Распад», «Гражданин Уклейкин», «Человек из ресторана»), писатель обращается к извечным проблемам бытия. Следует выделить особенность, характерную для шмелевской прозы 1912-1915 гг., - нарочитую бесстрастность повествования. Автор предоставляет читателю право самому судить об изображаемых событиях. В таких произведениях, как «Пугливая тишина», «Росстани», «Карусель», «Лес», «Волчий перекат», «По приходу», нет явно заметных событий, отсутствуют характерные для русской реалистической литературы того времени социальные коллизии, проблема общественного выбора. В этом отношении И.С. Шмелев во многом продолжает традицию «бессюжетных» повестей А.П. Чехова. В шмелевских произведениях можно определить внешний уровень повествования, где отображается обыденное, каждодневное существования человека, и внутренний - главный, который составляет более важная для героя духовная жизнь. Изображение этого истинного бытия, зачастую отличающегося от внешнего быта, и является задачей автора.


Тема повести «Росстани» (1913) на первый взгляд проста и обыденна: купец Данила Степаныч Лаврухин, наживший большое состояние, имеющий богатое банное и подрядное дело в Москве, больной и состарившийся, приезжает доживать последние дни в родную деревню Ключевую. Повествование и начинается с того, что «запросился Данила Степаныч на родину, стал прихварывать и киснуть, стал жаловаться, что надоедно зимой в Москве, а летом в Сокольниках шумно и парадно: то музыка, то народ толчется; и вода плохая, а от плохой воды ноги у него пухнут, сна нет и сердце заходит».

В повести отсутствуют сколько-нибудь приметные события в привычном понимании этого слова, нет острых конфликтов, которые приводят к противостоянию персонажей, столкновению характеров, что обычно обуславливает проблематику произведения, - все буднично, безыскусно, а то, что происходит с героями, предопределено, казалось бы, самим течением жизни. Однако, несмотря на внешнюю бесконфликтность повествования, уже с самого начала произведения автор подводит к уже созревающему в душе героя противоречию между его чувствами и желаниями и реальной жизнью.

Шмелев постепенно, придавая большое значение деталям, вводит читателя в семью Лаврухиных. В том, что Данила Степаныч решает ехать в Ключевую, несмотря на размах дел, заботы и хлопоты, чувствуется постепенно осознаваемое расхождение между положением богатого и удачливого дельца и внутренним миром, истинной сутью. Жизнь для Лаврухина становится все более скучной и однообразной. Хотя у Данилы Степаныча все складывается благополучно: есть и достаток, и любящие родные, однако это благополучие - лишь кажущееся. Нажитое состояние не приносит главному герою счастья: его младший сын погиб на русско-японской войне, средний умер от скоротечной чахотки. Деньги не могут вернуть ни здоровья, ни молодости герою, и хотя родственники относятся к нему по-прежнему с почтением, но все же с облегчением слышат о его решении ехать «на покой». А сам он впервые задумывается над смыслом своего существования, и то, что раньше казалось понятным и надежным, теряет свою основу, жизнь словно распадается на ничем не связанные эпизоды.


13.01.2014; 18:47
хиты: 267
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь