Александр Серафимович Попов 1863—1949 — прозаик, родился в казачьей станице УстьМедведицкая, будучи студентом Петербургского университета, участвовал в подготовке покушения на императора Александра III, написал антиправительственную прокламацию, разъяснявшую политический смысл акции и звавшую к революционной борьбе. За написание прокламации его ссылают на Север, в Архангельскую губернию, а затем на родину. Он знакомится с жизнью заводских рабочих, шахтеров, железнодорожников, местной интеллигенции. Тогда же появляются в печати Рассказы «Стрелочник», «Семишкура», «На заводе», «Под землей». В ссылке начал писать, опубликовав рассказ «На льдине» (1889), первый сборник «Очерки и рассказы» (1901), затем в горьковском издательстве «Знание» выходят «Рассказы» (1903), «Рассказы» (1907). Важнейшие произведения Серафимовича — повесть «Пески» (1908), романы «Город в степи» (1912) и «Железный поток» (1925).
Сам писатель, имевший репутацию острого социального обличителя, считал себя «пейзажистом» в прозе. Пейзаж становится стилеобразующим компонентом в его творчестве, придает сюжетам импрессионистичность, не раз оказывается психологическим «портретом» героя, вписывает события и участников событий в «дышащее» пространство мироздания. В рассказе «Маленький шахтер» белый снег кануна Рождества контрастирует с черными лохмотьями героя, причем ребенок идет в шахту, под землю (в преисподнюю).
Роман «Город в степи» соединяет в себе две характерных стилевых тенденции времени: исследование человеческого вырождения (главный герой Захарка Короедов приживает сына с собственной дочерью Карой) и изучение психологии и идеологии интеллигенции (семья инженера Полынова, его брат). Открывающийся эпиграфом «Вот уж в степи голубой город встает золотой», роман на деле показывает нечто диаметрально противоположное: буквально из земли, из землянок, из грязи человеческого быта вырастает город.
Роман «Железный поток» посвящен исторически реальному походу красной Таманской армии по Черноморью, который символически подан как извечный тяжкий и трагический путь русского человека, ищущего новой жизни (постепенно вскрывается живое, человеческое начало в «железном потоке»). Он оказался одним из первых произведений литературной классики советского времени. Сильный образ возглавляющего поход комиссара Кожуха породил ряд позднейших вариаций у других писателей советского времени.
Любовь к народу, правдиво-сочувственное изображение его трудовой жизни, выдвижение человека из народа как положительного героя литературы – вот что роднило Серафимовича с его предшественниками. Но уже в ранних его произведениях чувствуется то новое, своеобразное, что внесет писатель в разработку народной темы. Это образ рабочего человека, он становится центральным в его творчестве.
В своих ранних произведениях Серафимович пишет о тяжести подневольного труда, который гнетет рабочего человека («На льдине», «В тундре», «На плотах»). Современная Серафимовичу критика пыталась иногда трактовать эти произведения как явление натуралистической литературы. Описание трудовых процессов, экономических обстоятельств жизни героев для Серафимовича не было самоцелью. Писатель стремился обнажить общественные противоречия, подчеркнуть социальные контрасты русской жизни. Детализированные зарисовки жизни людей труда, подробные описания конфликтов между людьми труда и «хозяевами» складывались в общий конфликт труда и капитала.
Характерной чертой творчества раннего Серафимовича было стремление выделить из массы индивидуальность, личность с ее оригинальными нравственными и общественными устремлениями. Уже в ранних произведениях Серафимовича проглядывает тенденция к изображению рабочего человека в многообразии его психологических, нравственных исканий. Эта тенденция найдет свое оригинальное выражение в рассказах Серафимовича эпохи революции 1905–1907 гг.
Большой цикл произведений Серафимовича раннего периода творчества посвящен разработке традиционной для демократической литературы деревенской темы. В крестьянских рассказах Серафимовича нет идеализации общинной жизни деревни; он пишет о гибели «устоев» и первых проявлениях социального самосознания русского крестьянина.
Основные жанры Серафимовича той поры –очерк, небольшой рассказ, заметка, фельетон. Большое место занимают в произведении публицистические отступления.
Началом нового этапа творческого развития становится для Серафимовича 1902 год. Расширяется тематический диапазон его творчества. Серафимович пытается определить свое место в литературной борьбе, выработать отношение к современным художественным течениям и свою систему эстетических взглядов. Он пишет об искусстве, об отношениях литературы к общественной жизни.
На события 1905 г. писатель откликнулся рассказами и очерками о революционных выступлениях в городе и деревне. Подчеркнуто бесстрастный тон ранних произведений теперь сменяется повествованием взволнованным, эмоционально напряженным. Центральной темой Серафимовича-художника становится тема пробуждения революционного самосознания народных масс.
В рассказах «Похоронный марш», «На Пресне», «Мертвые на улицах» в центре образ народной массы, почувствовавшей свою силу в единстве. Этот образ получит дальнейшее развитие в романе «Город в степи».
После поражения революции Серафимович сохраняет веру в новый подъем революционного движения. Революция подавлена, но временно, она жива в сердцах и думах простых людей,– эту идею проводит Серафимович во всем своем творчестве периода реакции. Тема революции, образ собирающейся с новыми силами демократической России становятся основными в его творчестве.
Многие рассказы писателя тех лет посвящены разоблачению либеральной фразеологии, которой прикрывается реакционная общественная деятельность (рассказы «Утро», «Любовь», «Ночной дождь», «Бриллианты», «Наваждение»). Серафимович срывал маску с тех, кто становился идейно и психологически на сторону реакции.
После революции 1905–1907 гг. характерная для творчества Серафимовича тема губительной власти собственности над чувством и мыслью человека приобрела новое звучание. Писатель показывает, как в условиях собственнического общества человек с хорошими, здоровыми задатками теряет их, поддаваясь соблазну стать «хозяином» жизни, собственником.
В 900-е годы растет литературное мастерство Серафимовича. В его рассказах тонко раскрывается психологическое состояние героев. В обличении мещан Серафимович поднимается до сатирического пафоса, что было также новым по сравнению с произведениями раннего творчества. В произведения о революционной народной борьбе входит революционная романтика. Разнообразными становятся жанровые формы. Кроме очерков, рассказов, фельетонов он пишет рассказы-жизнеописания, повести.
Крупнейшее произведение Серафимовича дооктябрьского периода •–роман «Город в степи», над которым писатель работал с 1906 по 1910 г. Роман как бы подводил итог идейным и творческим исканиям Серафимовича за два десятилетия литературной работы. В нем автор задумал показать процесс «образования и роста буржуазии одновременно с ростом рабочего класса» и вместе с тем «беспощадное давление капитализма на рабочую жизнь». Так впоследствии объяснял Серафимович замысел произведения. В романе писатель как бы собрал, обобщил свои многолетние наблюдения над общественными процессами русской жизни конца века. Серафимович рассказал о возникновении и росте большого капиталистического города и проникающих в русскую жизнь новых социальных отношениях.
В 1910-е годы Серафимович становится подлинным мастером слова. Творчество писателя проникнуто историзмом; очерки и рассказы его приобретают социально-психологический характер.