(1712-1778). В отличие от других просветителей, он не ставил развитие гражданственности и нравственности в зависимость от прогресса наук и искусства, центром его внимания стал естественный, природный человек, который родится совершенным, но которого уродуют общественные условия. Однако при этом Ж. -Ж. Руссо не отрицал роли воспитания. Свою концепцию воспитания изложил в произведении «Эмиль, или о воспитании» (1762) – трактат, в котор. его педагогические воззрения выражены через художественные образы. В своей концепции отвергал современную образовательно-воспитательную традицию. Считал нужным ввести демократическую систему. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных. Воспитание, получаемое от людей, - это внутреннее развитие способностей и органов человека, воспитание от людей - обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей — это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, которые его окружают. Эти факторы должны действовать согласованно. Ребенок рождается чувственно восприимчивым и получает впечатления от предметов через органы чувств. По мере роста знания углубляются, он становится более восприимчивым. Такой подход был нов, тк вся система школьного воспитания практически игнорировала как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка. Воспитание начинается от рождения и продолжается всю жизнь, главная задача воспитания – создать человека. Для Руссо воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Отсюда – отрицание системы общественного воспитания, тк в государстве есть только угнетенные и угнетатели. Ребенка Руссо поставил в центр воспитательного процесса, но в то же время был против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям, капризам. Отвергал подчинение воли ребенка воле воспитателя, но утверждал, что ребенок не должен быть предоставлен самому себе, тк это ставит под угрозу его развитие. Воспитатель должен направлять формирование ребенка, способствовать его естественному росту, но не навязывать свою волю.
Акцентировал внимание на значении труда. руд внушает ребенку чувство долга, ответственности за то, что он делает. Кроме того, живя в обществе, человек обязан своим трудом оплачивать стоимость своего содержания. Трудовое воспитание Ж.-Ж. Руссо связано с нравственным, умственным и физическим совершенствованием. Задача нравственного воспитания, по мнению Ж.-Ж. Руссо, состоит в том, чтобы предохранить ребенка от влияния испорченного общества, искусственной культуры и следить за развитием его собственных потребностей и интересов. Нравственное воспитание должно осуществляться после умственного, поэтому основная предпосылка нравственного воспитания — развитие разума. И лишь только потом — выработка моральных качеств, формирование понятий об общественных отношениях. Руссо не отвергал религию, но полагал, что ребенку нужна та религия, которая опиралась бы на первоначальный смысл Евангелия, очищенного от неправильного толкования его отцами церкви.
Жизнь ребенка делил на 4 периода: 1. от рождения до 2 лет – главным является физическое воспитание, 2. 2-12 лет – главное – воспитание чувств, 3. 12-15 – умственное воспитание, 4. 15-18 – нравственное. Первоначальное воспитание должно исключать влияние на природу ребенка искусственной культуры. Мать наиболее ответственна за этот период жизни ребенка. Главные пед. средства в этот период – терпение и настойчивость. С 2 до 12 – период воспитания чувств, Руссо был противником книг для этого периода развития. Ребенок должен изучать мир сам, при помощи органов чувств. Идею самостоятельного получения знаний ребенком Руссо считал ведущей на след. этапе – умственного развития, которое должно осуществляться без программ, расписаний, учебников. К полезным наукам, с которыми должен знакомиться ребенок, Ж-Ж. Руссо относил географию, химию, физику, биологию, развивающие у ребенка интерес и любовь к природе. Современные ему гуманитарные предметы Ж.-Ж. Руссо считал ложными науками и предлагал изучать древних философов и писателей. Из современных книг он рекомендовал лишь роман Д. Дефо «Робинзон Крузо». Одним из важнейших средств развития умственных сил ребенка Ж.-Ж. Руссо считал труд. Однако при этом он был противником узко ремесленного обучения. Ребенок должен научиться пользоваться всеми наиболее необходимыми в быту инструментами, должен быть знаком с основами различных ремесел. Период возмужалости, с 15 лет Руссо называл периодом «бурь и страстей», в это время необходимо заботиться о нравственном воспитании уже не ребенка, а юноши. Перед нравственным воспитанием ставил 3 главные задачи: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. С религией Ж.-Ж. Руссо предлагал знакомить молодых людей в возрасте не моложе 18 лет, так как, по его мнению, по-настоящему до понимания Бога человек доходит лишь в зрелые годы, когда уже в состоянии понять, что именно он ищет в религии, и сам может выбрать себе ту религию, к которой влечет его разум. Гражданские обязанности Ж.-Ж. Руссо возлагал только на мужчину. Жизненное назначение женщины он ограничивал ролью жены и матери, считая, что ей нет необходимости углубляться в науки.
Свой идеал свободной и цельной личности Ж.-Ж. Руссо противопоставил рассудочной культуре современного ему XVIII в. Реализацию этого идеала он и видел в естественном воспитании. Эта его концепция была подлинным переворотом в педагогических воззрениях того времени, не оставив в стороне и социально-политические вопросы, за что его трактат «Эмиль, или О воспитании» был признан вредным для общества.