Локк (1616-1704), англ. философ, просветитель, один из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Пути решения актуальной задачи (теоретического обоснования возникновения знаний) рассматривались в фундаментальном труде Д. Локка «Опыт о человеческом разумении» (1689). Локк критиковал учение о врожденных идеях, разработал концепцию опытного происхождения человеческого знания. От рождения до приобретения личного опыта ум ребенка подобен чистому листу. Локк выделял два источника знаний, идей: 1.- материальные объекты ощущений и обусловленные ими идеи чувственно обоснованных качеств и представлений – все это внешний опыт. 2. – идеи внутреннего опыта. Локк выдвинул положение о том, что результаты сенсорного чувственного восприятия формируют опыт и привычки и что поэтому от воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека. Естественное изначальное равенство детей нарушается, тк не равны индивидуальные способности, различны степень прилежания, внешние обстоятельства, поэтому люди добиваются разных успехов. Локк одним из первых поднял вопрос о пределах возможностей воспитания, котор. ограничены индивидуальным потенциалом, условиями жизни индивида. Концепция воспитания и образования детально изложена Локком в трактате «Мысли о воспитании» (1693), где содержится программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Отдавая дань традициям светского воспитания — обучению танцам, фехтованию, верховой езде и т.д., Д. Локк последовательно настаивал на практической направленности обучения, так как это необходимо «для деловых занятий в реальном мире». Локк – реформатор: выдвинул на первый план развернутую программу реального образования, включавшую естественнонаучные дисциплины наряду с правом, историей, этикой, стенографией, бухгалтерией. Круг чтения рекомендовал в Мыслях о том, что читать и изучать джентльмену» (1703). Локк далек от узкого практицизма, утилитаризма в задачах образования. Образование – это и средство развития гражданских, нравственных качеств личности. Локк отрицал врожденные идеи и нормы морали. Правовое государство должно обеспечивать реализацию стремления людей к личной безопасности и свободному пользованию своей собственностью. Существенна мысль Локка о подчинении идеи Бога требованиям разума: только здравый смысл должен служить регулятором поведения человека. Самоограничение, самодисциплина – необходимое условие разумного поведения и управления человека собой при различных обстоятельствах жизни. При этом нравственные нормы и правила поведения не должны оставаться чем-то внешним, они должны стать его глубоко внутренними личностными качествами. Поэтому задача развития в личности внутренней потребности к активному утверждению в себе нравственных принципов рассматривалась Д. Локком в качестве главной цели воспитания. Д. Локк искал наиболее благоприятные условия и «самые легкие и краткие методы» реализации выдвинутых им целей и задач воспитания. Новизна его подходов заключалась в том, что процесс становления и воспитания человека рассматривался им как единство физического и умственного развития.
Локк обращался к вопросу о социальном значении детского труда в составленной им записке «Рабочие школы» (1696). Предлагал создавать в каждой общине воспитательные учреждения для детей бедноты от 3 до 14 лет. Обучаясь началам ремесел, дети должны были приучаться к трудолюбию и благонравному поведению. Документ не был принят. Гуманное отношение к ребенку рассматривал как принцип, определяющий выбор педагогических средств. Отвергал догматизм и зубрежку, предлагал использовать игровые приемы, наглядность, практически закреплять приобретенные знания и умения. Не исключал телесных наказаний, но признавал их наименее пригодной мерой воспитания. В качестве важного метода нравственного воздействия рекомендовал убеждение, тк дети хорошо воспринимают доступные их уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению и порицанию.