Семейный быт. Основным принципом греческой семьи является принцип единобрачия: у мужа-хозяина только одна жена, хозяйка его дома и мать его детей.
Положение жены в доме мужа было очень почетным: она была «женой-госпожой» и управляла всей женской челядью.
Вообще центром тяжести в общественной жизни нашего периода была семья. Главой семьи был, разумеется, отец; все же его власть имела свой предел и никогда не доходила до права над жизнью и смертью или свободой детей, не говоря уже о жене; в случае жестоких наказаний допускалось заступничество родственников матери. Вообще личность жены была для мужа неприкосновенна; пережитки более грубых нравов в этом отношении сохранились у Гомера, странным образом, в быту богов
Местом семейной жизни был дом. Для него характерны прежде всего двор (aule), где при теплом климате и обыкновенно ясной погоде юга охотнее всего пребывали люди, затем обе хоромы (megara), мужская и женская.
Дом был, однако, центром также и семейного хозяйства, которое вообще в древности было много сложнее, чем ныне. Покоилось оно на следующих двух принципах:
1) дом должен быть по возможности экономически самодовлеющей единицей, то есть потребляемое домом должно им же и производиться;
2) хозяйственная работа делится между мужем и женой так, чтобы муж заведовал всей работой вне дома, жена — почти всей внутри него.
К работам вне дома принадлежали:
1. Скотоводство, очень развитое в преимущественно гористой Греции. Его предметами были: коровы (ради мяса и молока; быки служили также и для пахотьбы); овцы (ради шерсти, мяса и молока) и козы (тоже; сверх того пользовались и шкурами всех этих пород). Лошадей держали только очень богатые, да и то не везде. Более распространены были, как вьючные животные, мулы и ослы. Свиней уже тогда держали более для пищи.
2. Земледелие. Здесь мы различаем хлебопашество, известное с незапамятных времен, и культуру деревьев, среди которых особую важность имела виноградная лоза и маслина
3. Пчеловодство, особенно важное в древности потому, что мед заменял нынешний сахар (воск, как средство освещения, тоже был признан только в следующую эпоху; в нашу - комнаты освещались смолистыми лучинами на подставках, lampteres, а ночной путник брал с собой факел).
4. Охота не была постоянным занятием; она предпринималась изредка для истребления быков с целью их приручения, и это было торжеством, на которое приглашали друзей.
Внутри дома происходили работы по выделке предметов потребления из приносимого сырья. Главными были следующие: 1. выделка хлеба. Домой доставляли чистое зерно; просушив, его размалывали в ручных мельницах, что считалось особенно тяжелой работой. Затем из добытой муки пекарки пекли хлеб — плоский, так что его надлежало ломать. 2. Выделка тканей. Домой доставляли шерсть. Из нитей на ткацких кроснах (histos) выделывались ткани, что было почетной работой самой хозяйки;
Символом жінки вважалася черепаха, яка ніколи не покидає будинку. Також символи вуздечка (тримає слуг у вузді), намордник (мовчить в присутності чоловіків), півень (встає разом з півнями).
Домашні справи жінки: принести на весь день води зранку, запалити вогнище, приготувати сніданок і лише потім будити усіх.
Жінка також могла вести власний «бізнес». Продавати тканину і тд. Зароблені гроші витрачали на свій розсуд, що давало фінансову езалежність. Жінки мали усі права, крім політичних.
Как видно из этого описания, хозяйство в самодовлеющем доме было немыслимо без многочисленной челяди. Таковая была большей частью несвободной. Наиболее почетным являлось положение дома рожденных рабов и рабынь; другие приобретались либо куплей, либо как военная добича Равным образом, большое хозяйство требовало разнообразной утвари.
Вся эта семейная жизнь проникнута чувством живой и тесной солидарности всех членов, как свободных, так и рабов, и затем — уважением к труду. Одиссей гордится своей выдержкой в полевых трудах не менее, чем своими воинскими подвигами (Од. XVIII, 395 сл.)