пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Магистратура псих.конс.:
» 4.Деятельность как предмет исследования и объяснительный принцип.
» 2.Основные методологические принципы психологической науки. Методы психологиче-
» 13. Понятие общения. Структура и мотивация общения
» 15. Возрастные периодизации психического развития. Проблема ведущей деятельности
» 19. Принципы и правила психологического консультирования.
» 20. Этические аспекты психологического консультирования. Границы этической и про
» 21. Основные этапы психологического консультирования.
» 22. Вербальное и невербальное общение в психологическом консультировании.
» 6. Проблема развития мышления и интеллекта. Теории интеллекта и его диагностика.
» 1. Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии.
» 2.Основные методологические принципы психологической науки
» 3.Проблема сознания в психологии. Понятие и структурно-содержательные компоненты
» 5.Психика животных и психика человека. Возникновение и развитие сознания. Культу
Магистратура:
» 1.Предмет и задачи дифференциальной психологии
» 2. Этапы развития дифференциальной психологии
» 3. Общая характеристика методов дифференциальной психологии. Методы изучения дин
» 4. Источники индивидуальных различий: среда и наследственность.
» 5. Понятия индивида, личности. Понятие интегральной индивидуальности
» 6.Место характера в структуре индивидуальности. Соотношение характера и темперам
» 7.Черта личности как устойчивый способ поведения. Способы выявления черт
» 8.Типологический подход в дифференциальной психологии. Достоинства и ограничения
» 9.Теории способностей. Понятие способностей, их состав и структура. Способности
» 10.Исследование интеллектуальных способностей. Теории интеллекта
» 11. Понятия одаренности и гениальности. Талант и гениальность
» 12.Пол в структуре индивидуальности. Биологический и психологический пол
» 13.Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии
» 14.Профессиональные типологии. Профессиональные интересы и их диагностика. Класс
» 15. История психодиагностики. Основные понятия. Предмет и задачи психодиагностик
» 16. Тест как основной инструмент психодиагностики. Понятие методики, теста. Функ
» 17.Психометрические критерии научности психодиагностических методик. Валидность
» 18. НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА
» 20. Основные этапы обработки результатов диагностики. Правила оформления резуль
» 21.Профессионально-этические нормы работы психодиагноста
» 22.Особенности использования проективных методов
Психологическая помощь.:
» 1. Понятие о психологической помощи: определение, содержание, цели и задачи оказ
» 2. Взаимосвязь понятий «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «псих
» 3. Общая классификация видов психологической помощи, критерии выделения видов,
» 4. Теоретические подходы в психологической практике: теория консультирования, те
» 6. Значение личности специалиста в процессе психологической помощи. Этика в деят
» 7. Принцип полового диморфизма при оказании психологической помощи.
» 8. Эффективность психологической помощи: факторы, критерии оценки. Профессиональ
» 9. Общие вопросы организации психологической помощи в образовательных учреждени
» 10. Особенности психологической помощи детям младшего школьного возраста и их ро
» 12. Особенности психологической помощи детям среднего школьного возраста и их ро
» 13. Особенности психологической помощи юношам и девушкам. Работа с педагогами ст
» 14. Психологическая помощь студентам и их родителям. Сопровождение деятельности
» 15. Понятие психической (психологической) травмы
» 16. Последствия травмирующих событий и кризисов: ближайшие и отдаленные чувства
» 17. Этапы реакции на травму и кризис: после кратковременного травмирующего событ
» 18. Модели механизмов психической травмы: психологические, физиологические, биох
» 19. Возрастные особенности реакции на травмы и кризисы.
» 20. Принципы кризисной интервенции.
» 21. Этапы (схема вмешательства) кризисной интервенции. Сравнение этапов
» 22. Методы кризисной психологической помощи (индивидуальной и групповой).
» ордгшщг
» ьььььььь
IV семестр (экзамены):
» методы обуч.псих.
» формы проверки знаний при обучении психологии
» ВИДЫ проверки знаний при обучении психологии
» взаимодействие учит.и уч.; оценка и отметка
» ученик как субъект уч.деят.
» урок и уч.ситуации; урок и эм.состоян.школ.
» принципы преподавания; урок психологии
» Обоснование научного содержания курса «ПСИХОЛОГИЯ В школе»
» 1,2,3 (предмет,цели,задачи;актуальность;этапы вхождения)
» требования к разработке учеб.программ по псих.
» псих.особ.общения лектора с ауд.
» игра как форма и метод обуч.
» метод наглядности; технические средства в преподав.
» дидакт.функции таблиц,схем и граф.в обуч.психологии
» сущность деловой игры
» самостоятельное изучение лит-ры, подгот.студентов
I семестр:
» Гуманистическое, аналитическое и пов.направления
» 1,3,4,5,8,9,10,11,14,26 вопросы
» педагогика
» понятие,виды,принципы и мифы
» круглый стол
» индивидуальное - психологическое консультирование
» интерпретация
» конфронтация
» самораскрытие
» техники вопроса
» неврбалка
» верб. и невербальное общение консультанта
» обратная связь

5.Психика животных и психика человека. Возникновение и развитие сознания. Культурно- исторический подход в психологии.

 
Психика является свойством мозга отражать окружающей среды и регулировать
поведение и деятельность человека
 

Различия психики животных и человека

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.

Так, ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в егоспособности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно- в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта . И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Нотолько человек присваивает общественный опыт . общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт . С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах . Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития . Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.

Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка,человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных : человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

 

Возникновение и развитие сознания

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова. С возникновением прямохождения у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления. Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализом), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтезом) вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Таким образом, совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека. Совершенствовалось и орудие этой деятельности – речь.

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в трудевозникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируются абстрактное мышление человека, его воля.

В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией («превращение во внутреннее»). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов, и как символ их общих, существенных свойств.

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являютсяэкстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание

 

Психика, преобразованная культурой. Культурно-исторический подход в психологии.

 

Понимание социальной обусловленности психики человека предполагает принципиально иной подход к психологическому исследованию. Впервые вопрос о социальности, как системообразующем факторе психики был поставлен французской социологической школой. Основатель данной школы Э.Дюркгейм (1858 - 1917) с помощью термина «социальный факт» или «коллективное представление» иллюстрировал, например, такие понятия как «брак», «детство», «самоубийство». Социальные факты отличны от своих индивидуальных воплощений (нет «семьи» вообще, но существует бесконечное количество конкретных семей) и носят идеальный характер, который оказывает воздействие на всех членов общества. Л.Леви-Брюль (1857 - 1939), используя этнографический материал, развил тезис об особом типе «первобытного» мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека. Причину этих отличий он искал не во врожденных умственных дефектах представителей некоторых народов, а в определяющей роли коллективных представлений, бытующих в том или ином сообществе людей. П.Жане (1859 - 1947) еще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуальной психики. Так, им было показано, что феномен памяти заключается в присвоении внешних действий выполнения поручения и пересказа (см. Глава 8).

 

Наиболее полно принцип культурно-исторической детерминации психики был раскрыт в работах Л.С.Выготского (1899 - 1934), разработавшего учение о высших психических функциях. Выготский предположил существование двух линий развития психики - натуральной и культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших или естественных психических функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко, неожиданно; запоминает то, что случайно «запомнилось». Низшие психические функции - это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере, произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики - знаками, - и носит культурный характер. «Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции, в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе его исторического развития и какими являются язык, письмо, система счисления и др.», - пишет Выготский. Значение знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально - оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики (условия ее возникновения, способы детерминации и организации). Представьте себе, что дикарю, не владеющему счетом надо запомнить стадо коров на лугу. Как ему придется справляться с этой задачей? Ему необходимо создать точный зрительный образ того, что он увидел и потом попытаться воскресить его перед глазами («Вижу белую корову с пятнами, потом пеструю» и.т.д.). Скорее всего, он потерпит неудачу, пропустит что-нибудь. Вам же нужно будет «просто» сосчитать коров и впоследствии сказать: Я видел семь коров. Задача выполнена!

 

Как же ребенок осваивает эти знаковые системы? Многие факты свидетельствуют, что это овладение не происходит само собой (феномен Маугли в науке полностью противоположен литературной версии, созданной Р.Киплингом!). Здесь и проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так, даже будучи взрослыми и уже культурными людьми, мы, устав, можем сказать сами себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеваем» своим ускользающим вниманием или воображаем. Перипетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане (внешнем или внутреннем) акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание или «интериоризация» (от лат. Interior - внутренний) - превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

 

Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

 


28.07.2014; 02:11
хиты: 286
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь