Возникновение социологии в России приходится на 60-е гг. XIX в., на период, когда после отмены крепостного права достаточно быстро развивается капитализм, усиливается социально-классовая дифференциация общества. В своем развитии и функционировании российская социология прошла несколько этапов: первый - возникновение новой науки, который охватывает время 60 -80-х гг.(работы И. Лаврова, Н. Михайловского, и Данилевского и др.); второй - "теоретико-методологическая критика" всех уже сложившихся теорий, он охватывает время 80 - 90-х гг.; третий, охватывающий первые два десятилетия XX в.
Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900 гг.) стоял у истоков субъективного направления в социологии. По его мнению, ключом к пониманию его социологической системы является личность и ее положение. УЛаврова индивид - единственная реальная движущая сила общества. Социология же занимается исследованием форм солидарности между сознательными органическими особями.
Николай Константинович Михайловский (1842 - 1904 гг.) был последователем Лаврова, применял ''субъективный метод" в социологии. Он считал, что основная задача социологии состоит не в изучении объективных свойств социальных процессов и явлений или объективного развития, а в исследовании целеполагающих и этических факторов человеческой деятельности. По его мнению, именно развитие личности является целью общественного прогресса, средством же такого развития является преодоление отчуждения личности от общества, ее всестороннее и гармоничное совершенствование.
Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885 гг.) в 1869 г. опубликовал работу "Россия и Европа", в которой пишет о начале кризиса идей европоцентризма и эволюционизма. Он отрицает взаимодействие и взаимное влияние народов в ходе истории, абсолютизирует уникальность неповторимой внутренней ценности различных культур. Данилевский создал теорию "культурно-исторических типов"(КИТ). Согласно этой концепция история общества есть история борьбы обособленных друг от друга локальных систем с окружающей средой и между собой. Каждая из этих типов культуры проходит стадии, характерные для развития любого живого организма: рождение, возмужание, дряхление и гибель.
По мнению Данилевского, из всех культурных типов наиболее перспективным является славянский тип. Обособленные "культурно-исторические типы" у него являются носителями исторической жизни. Основным критерием выделения типов является языковая близость. Культурно-исторический тип - это сочетание психо-этнографических, антропологических, социальных и других признаков.
Ко второму этапу в истории российской социологии относятся работы Л. Петражицкого. В это время формируются основные идеи марксистской социологии, появляются работы Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и др.
Лев Иосифович Петражицкий (1867 - 1913 гг.) являлся представителем психологической социологии. В основе этого направления лежал принцип о доминирующей роли эмоций как фактора, определяющего социальное поведение людей. По его мнению, психические процессы являются реально существующими, социальные - их внешние проекции. Особое внимание он уделял юридическим и политическим институтам.
Георгий Валентинович Плеханов (1856 - 1918 гг.) разработал марксистскую социальную теорию применительно к социалистической проблематике и особенностям социального развития России. В своих работах "Социализм и политическая борьба", "К вопросу о развитии монистического взгляд на историю" (1895 г.) подверг критике народнические взгляды, большое внимание уделял роли народных масс я личности в истории, а также ответственной роли общественной психологии в идейной борьбе, которую введут социальные группы в обществе.
Владимир Ильич Ленин (1870 - 1924 гг.) в работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894 г.) противопоставил русской субъективистской социологии марксистскую социологию: учение о роли народных масс, классах и личности в истории, о классовой борьбе и ее формах. Им было дано классическое определение классов, их основные признаки.
В работах "Государство и революция", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" и др. В.И. Ленин разработал вопросы марксистской теории государства: о диктатуре пролетариата, буржуазной демократии, о Советах как государственной форме диктатуры пролетариата.