Франция (Руссо, Дидро, Сен-Симон), Англия (Бэкон, Гоббс, Локк) и Германия (Кант, Фихте, Гегель, Маркс)
Попробуем понять настроение того времени. После английского эмпиризма (где собирались довольно разорванные факты), французского просвещения (а вместе с тем и революцией) и философии Канта возникает необходимость в обосновании общественных процессов. Абстрактное философствование для этого оказывается непригодным – нужны анализ текущей ситуации, прогнозы. В 1830-42 гг. выходит его основная работа «Курс положительной философии» взгляды позитивизма (серединный путь между мистикой и эмпиризмом, интерес не к причинам явлений, а к процессам их протекания). 3 фазы развития интеллектуальной эволюции общества – теологическая (мистика), метафизика (критика мистики, попытка философского обоснования мира), позитивная (рациональное общество, его правильная организация). Конт призывал к созданию нового типа социализма, где сплоченность общества обусловливалась бы всеобщим стремлением всех людей к идеалам науки, превращением научного знания в новую разновидность религии. Жрецами в современном обществе должны были выступить ученые, вооруженные позитивным знанием об устройстве общества. Конт социальная статика и динамика.
В то время, под влиянием теории Дарвина господствовали организмические взгляды на общество. Наряду с Контом можно привести более позднего представителя – Г. Спенсера (1820-1903). Общество сравнивалось с организмом, который последовательно развивается по своим законам.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) "О разделении общественного труда"; "Правила социологического метода", "Самоубийство"; "Элементарные формы религиозной жизни". Социологизм, концепция особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, которые нужно рассматривать как вещи. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложившейся совокупностью соц. фактов. При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями (логицизм, - сейчас все меня слушают потому, что я говорю). Общество превращалось в вещь, механизм, ведущий себя по строго определенным законам.
Исследовал нормативность общества (ценностно-нормативная система) и его аномии. Аномия нарушает социальную солидарность (разделении труда, 2 вида механическая (одинаковость) и органическая (различие и уважение)).
Альтернатива социологизма признание положения, что общество внутренне противоречиво (нельзя делать прямые логические умозаключения) и развивается скачками (нелинейные процессы). Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), диалектика, два из законов которой – законы единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания. Вслед за Гегелем Маркс применяет диалектический аппарат на практике поставив его идеи, как он выражается, с головы на ноги. Маркса с большей справедливостью можно назвать социологом, чем философом (по крайней мере, его работы не изобилуют метафизикой (бытие, трансцендентное, логос и т.п.), наоборот, выполнены в духе позитивизма). При этом его уже с трудом можно отнести к классической парадигме.
Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Положительное:
1) Системный подход. Центральный термин - «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Способ производства - системообразующий компонент соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них.
2)Эмпиризм, критика метафизики
3)Понимание соц. истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных.
4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Конфликты – источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.
5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – классовая теория. Неравенство между господствующим и подчиненным классами
6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений. Личность не только объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема взаимодействия личности и общества.
Ограниченность социологии марксизма:
1)Недооценка нематериалистических факторов социального развития.
2)Сведение истории к борьбе классов.
МОДЕРН
Вопрос об особом отношении модернистской парадигмы к инструментарию проще понять из описания проблемы психоанализа:
Если пациент прекращает лечение, это означает его отыгрывание или бегство, а не прекращение безуспешного лечения или уход от плохого терапевта. Эта особенность также позволяет нам отрицать сильные эмоции, такие как ненависть или агрессия. Мы даем им другие имена, или репроецируем ненависть и агрессию, которые мы чувствуем по отношению к уходящему от нас пациенту, - обратно на него. Если же ненависть к пациенту или признание его ненависти к нам оказываются слишком тяжелым эмоциональным грузом, если они неприемлемы для нашего Супер-Эго - мы можем просто назвать их как-нибудь иначе.
Разумеется, нарисованная мною картина слегка напоминает карикатуру. Перенос, проекции, сопротивление, отыгрывание и т.д. действительно существуют и являются краеугольными камнями нашей профессии. Но они также предоставляют нам слова, которые мы можем использовать, когда намерены отрицать свое участие в происходящем, свое сопротивление, свои проекции. Мы всегда можем переложить их на пациента. Это действительно особая ситуация, поскольку основные инструменты нашего ремесла являются также лучшими инструментами для отрицания и сокрытия наших ошибок, и научиться правильно употреблять эти инструменты - означает также научиться тому, как употреблять их неправильно.
И более того, психоанализ требует крайней сосредоточенности аналитика на себе самом. Аналитик является своим собственным инструментом. Он использует свои ощущения, свободные ассоциации, мысли и чувства как важную часть обрабатываемой им информации о пациенте. Поэтому он постоянно должен заниматься не только пациентом, но и самим собой. Этот процесс может причинять значительные неудобства, если мы обнаруживаем свои слепые пятна, промахи и затруднения; но он также может стать превосходным экраном, закрывающим от нас все эти неприятные вещи, если использовать его неправильно.
ВЕБЕР Макс (1864-1920), Взгляды В. сформировались под влиянием неокантианства. Совместно с Риккертом и Дильтеем В. разрабатывал концепцию идеальных типов. Смысл идеальной типологии — в конструировании нек-рых образов-схем, позволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирич. материал, поставляемый конкретными исследованиями и жизненными впечатлениями ученого. (критикуемо марксистами – общ. Формации не реальны, а идеальны). О теории соц. действия см. стр. 28 данного конспекта.
«Протестантская этика и дух капитализма» - протестантские идеи сопутствуют развитию капитализма – потворничество старательности, бережливости и т.п.
Пьер Бурдье (1930) создал концепцию структуралистского конструктивизма, в которой попытался соединить объективное (влияние соц. структуры) и субъективное (конструирование личностью объектов) в соц. познании, преодолеть односторонность как объективизма, так и субъективизма. 2 принципиальных подхода:
1)структурализм - в соц. системе существуют объективные структура, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления; 2)конструктивизм - действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, "формируют соц. агента как истинно практического оператора конструирования объектов". На этой основе он стремится внести свой вклад и в преодоление противопоставления макро- и микросоциологии.
СТРУКТУРАЦИЯ английский социолог и политолог Энтони Гидденс (1938) В общественной жизни действия и структуры неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Именно соц. действия создают и воспроизводят соц. структуры, а эти последние во многом обуславливают соц. действия. Поэтому социология, как и другие соц. науки, должна иметь дело не с опытом индивида и не со всеобщими соц. формами, а с соц. опытом, упорядоченным во времени и пространстве, в основе которого лежит человеческая деятельность.
Представители социологического психологизма стремились объяснять социальные процессы исключительно психологическими качествами людей.
Так Гюстав Лебон (1841 - 1931 гг.) полагал, что на рубеже XIX - XX вв. европейское общество вступило в новый период своего развития - в "эру толпы", когда иррациональное сознание масс берет верх над разумным критическим началом личности. Лебон считает, что ход мысли каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. Лидерами он считал людей с резко выраженными чертами психических отклонений, которые позволяют влиять на толпу. Все достижения цивилизации Лебон связывает с деятельностью элиты.
Одним из авторов теории элит был итальянский социолог Вильфредо Парето (1848 - 1923 гг.). Парето, исходя из иррациональной природы человека, полагал, специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. Он считал истинными движущими силами истории чувства.
Идеологические системы, обладающие ложным содержанием, Парето называл деривациями, т.е. производными от чувств. Все многочисленные варианты человеческого поведения Парето пытался объяснить комбинациями шести дериваций (инстинкта комбинирования, стремления к поддержанию постоянства, стремления человека проявить свои чувства в общественных действиях и поступках, чувство социальности, собственности и полового инстинкта).
Элитой Парето называет небольшую группу лиц в обществе, которая за счет своих психологических качеств способна господствовать над остальной массой, навязывая ей свою волю. По его мнению, элита подразделяется на "лис" и "львов", что предопределяется предрасположенностью ("остатками" от рождения) к манипулированию массами. "Лисы" осуществляют манипулирование при помощи хитрости и обмана, а "львы" - посредством насилия, твердости и решительности.