Жанр –устойчивая форма произведения. Выбор жанра диктуется темой, задачами, которые ставятся журналистом, редакционной политикой, возможностями.
Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты.
Жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто объёмом. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
В основе журналистского произведения лежат факты. Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров.
В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения.
1. Предмет отображения
В статье – это проблемы, заметка – факт, интервью – мнения, рецензия имеет дело не с самой действительностью, а с её отражением в искусстве: в фильме, книге, спектакле.
2. Целевая установка
"Сильным" жанрообразующим свойством обладает целевая установка журналистского отображения действительности. Так, рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью - в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью детальное, подробное описание события, его причин, прогноза его развития и пр., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением.
Иначе говоря, в первом случае (в простой информационной заметке) автор ориентирует целевую установку на показ определенных характеристик предмета отображения в их "свернутом" виде, а во втором случае он "развертывает" такие характеристики и создает произведение другого жанрового измерения.
3. Методы работы с информацией
Метод – творческие принципы, на основе которых осваивается содержание реальной действительности и созидается содержательная целостность журналистского произведения.
В информационных жанрах используются следующие методы сбора информации: наблюдение, интервью, работа с документальными источниками.
В аналитических – методы, основанные на логических операциях: анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение и сопоставление, метод журналистского расследования, методы подачи интерпретирующей информации.
В художественно-публицистических жанрах используются не только методы науки, но и искусства: метод типизации, образная трактовка фактов, поэтическая стилистика.
Система жанров оформилась окончательно к нач 20 в. Формированием жанра жур расследования. Сегодня эволюция жанров движется в сторону медиаконвергенции. Трудно найти произведения в чистом жанре, тексты-гибриды (напр, корреспонденция с элементами интервью).
Наиболее распространенная система жанров (Стрельцов) 1. Информационные (заметка, репортаж, интервью, обзор, отчет) 2. Аналитические (комментарий, корреспонденция, статья, жур расследование, рецензия) 3. Худож-публицистич (эссе, очерк, памфлет, фельетон).
В классификации Тертычного 1. Информационные + информац корреспонденция, некролог, блиц-опрос 2. Аналитические + аналитич отчет, аналитич интервью, опрос, беседа, рекомендация, исповедь 3. Худ-публ + пародия, сатарич комментарий, житейская история, легенда, анекдот, шутка.
По лекциям:
Жанр – устойчивая форма произведения. Произвед. в одном жанре всегда обладает набором общих признаков.
Система жанров (3 категории):
- Информационные: заметка, репортаж, интервью, обзор, отчет
- Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, жур.расследование
- Художественная публицистика: рецензия, эссе, очерк, памфлет, фельетон
Жанр – способ обработки информации. Каждый из жанров обладает специфическими жанровыми признаками об одном и том же информационном поводе можно написать в различных жанрах. Проблема выбора жанра решает концепция издания, специфика инф.повода. Русская система жанров в жур-ке окончательно оформилась к началу 20в. (с формированием жанра жур-го расследования) Жанр эссе сформировался в 16 веке. Сегодня система жанров жур-ки эволюционирует в направлении гибридизации конвергенции жанров. Конвергенция – проникновение черт одного явления в другое. Сегодня довольно трудно найти произведение в чистом жанре.