пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Творческий путь В.Маяковского. Общая характеристика. Идейно-художественное своеобразие поэм "Облако в штанах", "Хорошо".

Творчество В.В. Маяковского можно условно разделить на два периода: дореволюционный (1912-1917), и послеоктябрьский (1917-1930). Начало его пути в литературе было связано с группой кубофутуристов, утверждающих в своем творчестве, революционность форм, отказ от поэтических традиций, свободу искусства от содержания и идей. Можно утверждать, что поэзия раннего Маяковского связана с эстетикой неореализма, порожденный не только неприятием действительности, но и желанием ее преобразовать. Концепция романтической личности воплощается в том, что образ лирического героя становится центральным и определяющим единство всей системы миропонимания. Раннему Маяковскому присущ дух отрицания современной жизни, враждебного поэту мира. Отрицание у него приобретает абсолютный, космический характер, это протест против всего миропорядка. Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно. После 1917 года Маяковский стал много писать, за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет — одиннадцать томов. Считается, что в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, так называемые его заграничные поездки воспринимают как попытки убежать от себя, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне» (в подкорректированном цензурой варианте — «дерьме»). Хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Ещё одна особенность поэта — сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой.

«Облако в штанах» (1915). Сам Маяковский определил ее как «тетраптих», смысл четырех частей которой — «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию». Части поэмы связывает ведущий образ — лирическое «Я». Основной прием изображения — антитеза. Противопоставление всему обществу в прологе поэмы вырастает до противопоставления всему мирозданию в конце. Это не просто спор, это дерзкий вызов, столь характерный для творчества раннего Маяковского. Противостоять всему и вся и не сломаться под силу только небывало мощной личности. Отсюда следующий прием — гиперболизация образа: «Мир огромив мощью голоса, / иду — красивый, / двадцатидвухлетний»; гипербола может сочетаться со сравнением: «как небо, меняя тона». Диапазон этой личности — полюса: «бешеный» — «безукоризненно нежный, / не мужчина, а — облако в штанах!» Так проявляется смысл названия поэмы. Это самоирония, но основное чувство, захватившее героя, обозначено: «нежность». Первая часть — предельно откровенный рассказ о любви. Трагедия любви переживается поэтом. Логично, что вторая часть — об отношениях героя и искусства. Герой уже отождествляет себя с самим Богом. Он готов на самопожертвование: «Душу вытащу, / растопчу, / чтоб большая! — / и окровавленную дам, как знамя». Вот цель и назначение поэзии и поэта, достойная «громады» личности героя. Мысль поэмы логически переходит к тем, кого вести под этим «знаменем». Кругом пошлость, бездарность, уродство. Герой уверен: «Сегодня / надо / кастетом / кроиться миру в черепе!» А где же признанные человечеством «гении»? Им уготована такая участь: «на цепочке Наполеона поведу, как мопса». Этот пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало. Сам же лирический герой берет на себя роль «тринадцатого апостола». От глобальных замыслов по переделке мира герой возвращается к мыслям о своей любимой в 4 части. Впрочем, он от этих мыслей и не уходил, они лишь сублимировались в мощнейшей творческой попытке бросить вызов всему мирозданию. Имя «Мария» выкрикивается многократно. Это мольба о любви. И герой становится покорным, чуть ли не униженным, «просто человеком». Поэт говорит о своем «в муках рожденном слове»: оно «величием равное Богу». В этом, конечно, кощунство, постепенно перерастающее в бунт против Бога. Отказ любимой провоцирует этот бунт страдающего и отчаявшегося героя. Главное обвинение Богу не в неправильном устройстве мира, не в социальной несправедливости. Несовершенство мира в том, «отчего ты не выдумал, / чтоб было без мук / целовать, целовать, целовать?!» Отчаяние героя доходит до исступления, до бешенства, почти до сумасшествия, он выкрикивает страшные богохульства, стихия захлестывает его. И вдруг смиряет себя: «Эй, вы! / Небо! / Снимите шляпу! / Я иду!» (он уже снова с небом на «вы», хотя гордость еще не задушена). Ничто не внемлет герою: «Глухо. / Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звезд огромное ухо». Яростно конфликтуя с миром, герой обнаруживает свою бунтарскую сущность. Противоречивость героя, соединение в нем предельной «расхристанности» и предельной нежности, обостряют конфликт. Противоречивость, раздирающая героя, обрекает его на трагическое одиночество.

Поэма «Хорошо!» появилась в период ожесточенной борьбы партии и РАППа против литературных направлений и группировок в преддверии сокрушительного партийного удара по «чуждому» искусству. Композиция поэмы подчинена главной проблеме — изображению событий, происшедших в России с 1917 года, некоторые главы составляют отдельные композиционные единства. Первая глава становится вступлением в поэму, в котором автор делится с читателем замыслом произведения, говорит, о чем, зачем и как он собирается писать. Следующие главы (со второй по восьмую) представляют собой рассказ о том, «что было с бойцами или страной» в те дни, когда готовилась и совершалась Октябрьская революция, дается описание и осмысление исторических событий, происшедших в это время в стране. В седьмой главе поэт говорит о движущих силах революции, в восьмой — об одном из итогов революции — рождении нового отношения к труду. В поэме дана система образов-персонажей — схватка классовых врагов: народ (в целом) и его представители — организаторы и участники вооруженного восстания, враги революции — названные и безымянные. Начиная с седьмой главы, среди основных персонажей поэмы оказывается и лирический герой (с этого момента он станет действующим лицом поэмы), и все повествование в дальнейшем характеризуется «перебивкой планов, фактов различного исторического калибра...» Такая перебивка планов — чередование рассказов об исторических событиях (коммунистический субботник, интервенция) с личными воспоминаниями (встреча с Блоком, рассказ о жизни в голодной Москве поэта и близких ему людей, 13—15 главы). Шестнадцатая глава — конец Гражданской войны, семнадцатая, восемнадцатая, девятнадцатая — утверждение грандиозного социалистического строительства, в котором воплощается любовь к новой социалистической Родине. Это лирическое заключение поэмы. Каждая глава художественно завершена, композиционно оформлена. В конец поэмы вынесены важные в идеологическом отношении строчки. В целом она звучит как торжественное утверждение закономерности и неизбежности исторических событий, происшедших в России, становится гимном вновь созидающемуся социалистическому обществу.


17.08.2021; 12:33
хиты: 43
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
филология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь