пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

22. Новаторство романтической драматургии Л. Тика «кот в сапогах».

Людвиг Тик — один из наиболее талантливых прозаиков немецкого романтизма. В отличие от Ф. Шлегеля и своего друга Вакенродера он не занимался разработкой теоретических вопросов. Его стихия — непосредственное художественное творчество. Тик вошел в историю немецкой литературы прежде всего как талантливый новеллист. Он создал жанр романтической новеллы-сказки, превосходно передающей романтическое восприятие мира. Тик писал также романы, драмы, издавал произведения немецких миннезингеров и драматургов XVI—XVIII вв., а также Шекспира, Клейста, Ленца, перевел на немецкий язык «Дон Кихота» Сервантеса, руководил Дрезденским театром и т. д. Деятельность его была многогранна и плодотворна, особенно в первый период, когда он был тесно связан с иенским кружком.Истинное новаторство Тика заключается в том, что основным орудием своей иронии он избирает последовательное и целенаправленное разрушение иллюзии правдоподобия на сцене, нарочитое выставление напоказ условности театрального представления.

Чрезвычайно показательна для романтического мировосприятия Тика его комедия-сказка «Кот в сапогах» (1797). Она выдержана в стиле фьяб (пьеса на сказочный сюжет).  Прихотливая фантазия автора, дух романтической иронии разрушают в ней, казалось бы, самую структуру драматургического жанра. В основу сюжета Тиком положен обработанный Перро народный рассказ о том, как кот доставил своему господину, обделенному завещанием, замок и царство. Однако не эта сюжетная линия интересовала Тика. Ему хотелось показать, как современная здравомыслящая публика будет реагировать на такое необычное представление. Поэтому Тик изображает не только то, что происходит на сцене, но и что совершается в зрительном зале. А тут настоящий бунт! Солидные зрители возмущаются тем, что их «угощают» какой-то детской пьесой, лишенной назидательности. Особенно активен в своем протесте некто Беттхер. В его образе запечатлены черты реального лица, некоего Бёттингера, страстного почитателя сентиментальной мещанской драмы. Чтобы успокоить волнующийся партер, автор произносит речь и вводит в действие укротителя с флейтой. Не остается безучастным к происходящему и кот Гинце. Он прогуливается по сцене и пытается отвлечь взбунтовавшуюся публику от тревожащих ее мыслей. Остроты его не всегда достигают цели, и тут вмешивается сам Тик, подсказывая, когда следует смеяться.В комедии Тик высмеивает не только филистеров от искусства, он делает выпады против феодальных порядков. Главным противником добродушного Готлиба, хозяина кота, является страшилище Пугало-Закон, в действительности воплощение феодального беззакония. От него страдает народ, несущий непомерное налоговое бремя. Но развязка пьесы оптимистична. Отважный Гинце одерживает над страшилищем победу, проглотив его. В обществе торжествуют принципы свободы и равенства. Однако эти перемены возмутили консервативно настроенную и трусливую публику. Она стала кричать, что «пьеса революционна» и недостойна быть представленной на сцене.Тем не менее не следует преувеличивать революционность Тика. Его бунт против феодального произвола носит чисто словесный характер. Это скорее защита права писателя на раскрытие любой темы в творчестве, даже на изображение революции, чем призыв к изменению устоев современного общества. Тик «бьет» прежде всего по консервативности эстетического сознания филистеров.


16.06.2019; 16:30
хиты: 93
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
мировая литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь