1.Романтическая ирония. Ядром романтической эстетики является концепция «романтической иронии», которую разработали йенские романтики.
Ф. Шлегель придал этому литературному приему новое, более глубокое значение, превратил понятие «ирония» в одну из основных категорий романтической концепции. В своих трудах он писал о том, что ирония есть ясное осознание изменчивости.
Суть романтической иронии можно изложить следующим образом: с одной стороны, это насмешка над действительностью, которая представляется романтикам низкой и безобразной; с другой - насмешка над самим художественным произведением, которое, как только оно написано, само становится частью действительности, утрачивая черты чистой идеальности.
В первой своей ипостаси (насмешка над действительностью) ирония выступает как фантазия, свободно отрывающаяся от реальности. Несомненно, при этом может использоваться и традиционная ирония как литературный прием, например разделение Гофманом всех людей на «музыкантов» и «просто хороших людей», т.е. филистеров, обывателей.
Во второй своей ипостаси (насмешка над созданным художественным произведением) романтическая ирония проявляется как отказ от классицистического требования «чистоты жанров» Так в пьесе Л.Тика «Кот в сапогах» сказочный сюжет (первая сторона романтической иронии) изложен в необычной форме (вторая сторона романтической иронии). Открывается занавес, и зрители, ожидавшие начала спектакля, видят зрителей, сидящих перед закрытым занавесом и также ожидающих начала спектакля. Между зрителями (актерами на сцене) идет разговор о будущем представлении, к ним выходит директор театра — и только потом открывается второй занавес и начинается собственно пьеса о Коте в сапогах.
2/Двоемирие. Важной чертой романтизма является "концепция двоемирия". В ее основе – акт неприятия реального мира, боязнь его прозаичности, бегство в мир мечты. Романтическое двоемирие осмысляется в сознании художника как разлад между идеалом и действительностью, должным и сущим. Основа двоемирия – неприятие реальной действительности. Двоемирие романтиков очень близко диалогу с природой, универсумом, диалогу молчаливому, часто осуществляемому в воображении, но обязательно с физическим движением или имитацией его. Сближение мира человеческих чувств с миром природы помогало романтическому герою ощущать себя частью большого универсума, чувствовать себя свободным и значительным. Романтик всегда путешественник, он – гражданин мира, для которого вся планета – сосредоточие мысли, тайны, процесса творения.