Романтизм появляется в странах Зап.Европы в конце 17-19вв. Сформировался как лит.напр-е и как особый тип сознания. Полит.предпосылка: Французская буржуазная революция 1689 года. Романтизм вырос из предромантизма и революционных настроений. (бурж.революции в 17 веке в Англии и Нидерландах; 16-17 век-разделение западноевропейского христианского мира; в конце 18-нач 19 происходит политическое разделение западной европы). Романтики приветствовали революционные события, черпали вдохновение, но потом увидели казни и убийства, реакцию буржуазии против народа и разочаровались в действительности и в идее революции. Романтизм существовал в 30е годы 19 века наряду с крит.реализмом, соединялся с ним в поисках свободы творчества; в конце 18-начале 19в наряду с классицизмом. С ром-мом в Европе связаны связаны события наполеоновских войн, нац-освободит движений (борьба с Осм.имп-й)
Мощным культурным движением и господствующем направлением 19 столетия, выразившийся во всех областях искусства, был романтизм, имевший национальные особенности в каждой из европейских стран:
- в Германии романтизм получил теоретическое обоснование, сформировался в 1795-1799 гг. и был связан с философствованием.
- во Франции романтизм сформировался к 1820 гг. Осознавал себя прежде всего антитезой классицизму.
- в Англии романтизм зародился раньше, чем в других странах, уже в конце 18 ст., и тяготел к изображению потустороннего, поэтизации детства и природы.
Однако при всех нац. различиях романтизм имел единую функциональную основу: романтики считали, что человек с помощью воображения может перенестись в иные миры, может сам их творить, т.е. художественное развитие бытия определяется духовной деятельностью личности. Отсюда вытекает сущность романтического мировоззрения – субъективное личностное эмоциональное отношение к действительности.
Романтизм базировался на литературных традициях предшествующих веков:
- со Средневековьем романтизм связан интересом к национальным истокам литературы;
- с Ренессансом романтизм связан вниманием к проблеме личности и др.
Эстетические черты романтизма: 1. Появляется новый герой: на смену героя Просвещения с его сознательной борьбой за определенное место в жизни, приходит герой, утративший социальные и географические корни и свободно перемещающийся между областями Земли, между сном и явью. 2. Отказ от нормативности классицизма. 3.В романтизме разрабатываются новые жанры: исторический, исповедальный роман; психологическая повесть, лироэпическая поэма, баллада, лирическое стихотворение. 4.Демократизация языка. 5.Переосмысливается роль поэта: поэт мыслится проводником идей Бога на Земле. 6. В основе романтизма как метода лежит принцип двоемирия, преодоление которого возможно в искусстве, соответственно романтизм включает в себя две сферы: 1) физическое существование, где господствует материальные интересы и низменные чувства, сюда погружены обыватели; 2) поэтически возвышенная реальность людей творческих, чей внутренний мир для обывателей не постижим.
Представители: Байрон, Скотт(Англия), Гюго, Сандт (Франция), Гейне,Гофман (Германия)