Классицизм - это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый. Появляется в Италии,развивается к во Франции в семнадцатом веке. Теоретик классицизма - Николя Буало.Базируется на принципах поэтики Аристотеля.
Основные черты: Регламентированность, служение государству, утверждение разумного начала, отчуждение неразумного.
ЧЕРТЫ (ПО ДУНАЕВУ,ЛЕКЦИЯ):
1.Идея государственности. Понятие гос-во подменяет понятие Родины.
2. Главенство долга перед государством.
3.Просветит.разум ограничен.
4.Односторонность,схематизм, отсутствие развития-черты героев.
5.Создает теорию стилей,жанров,иерархию языка.
6.Иллюстративность. Классицизм ориентирован на показ качеств,которые надо воспитывать/отвергать.
Основная идея: Конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного.
Эстетические принципы:
1. Сохранение целостности личности героя (т. е. герой не еняется на протяжении повествования)
2. Герои - носители одной добродетели и одного порока.
3. Принцип единства содержания и формы при ведущей роли содержания.
4. Основано на исторических событиях, и соответствует каноническим представлениям о них.
5. Рационализм.
6. Служение в первую очередь государству и его интересам.
Правила Классицизма в литературе
Имеет место быть правило Трех Единств:
Места (действие происходит в одном месте)
Времени (действие происходит в течение одних суток)
Действия (одна сюжетная линия, один конфликт)
Жанры. В классицизме жанры подразделяются на высокие и низкие. К высоким относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. Низкие жанры рассказывают о частной жизни буржуа, третьего сословия. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле.
Герои. Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые "типические образы". В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо. Сатирические комедии уместны лишь только если они повествуют о буржуа.
Своеобразие русского классицизма (лекция): 1)Р.к. был связан больше с просветит.идеями,чем с абсолют. Идея просвещ.монарха связана с конкр.личностью Петра 1. 2) После смерти Петра 1 многие его начинания были подвергнуты сомнению. В этих усл-ях кл-просв взгляд на мир диктовал необх-ть отстаивания европ.идеала просвещ.монарха. Поэтому Р.к. ориентировался на сатирич.жанры, высмеив. порок. в центре внимания- современность, идеал к-рой нац.история.
Русский классицизм (1730-1760 г.) возник в сходных исторических условиях — его предпосылкой было укрепление самодержавной государственности и национальное самоопределение начиная с эпохи Петра I. Русский классицизм, в силу своей прочной связи с культурной реформой, ставил перед собой просветительские задачи, стремясь воспитать своих читателей и наставить монархов на путь общественного блага. Поэтому и начинается русский классицизм не с оды, а с сатиры, и социально-критический пафос свойствен ему изначально.
Русский классицизм отразил совершенно иной тип конфликта, чем классицизм западноевропейский. Центральной проблемой русской жизни 18 в. была проблема власти и ее преемственности. Поэтому русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление.
Наконец, еще одной специфической чертой русского классицизма было то, что он не опирался на такую богатую и непрерывную традицию национальной литературы.
Представители классицизма: П. Корнель, Ж. Расин, Г. Р. Державин, В. К. Тредиаковский.