пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Акунин Б. «Чайка» / «Гамлет» / Угаров М. «Облом-off». Причины апелляции к классическому тексту.

10 октября 2003 года на сцене камерного театра «Новая драма» состоялась премьера спектакля «Облом off» по пьесе М. Угарова. Этот спектакль стал своеобразной визитной карточкой театра, получил признание и множество наград. «ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА — 2003»: Пермский областной фестиваль (Пермь, апрель 2003). Диплом «Лучшая режиссерская работа» «НОВАЯ ДРАМА»: фестиваль современной пьесы (Санкт-Петербург, сентябрь2004). «Камерата»: X Международный театральный фестиваль (Челябинск, 2008) Диплом «Лучшая режиссѐрская работа» «Камерата 2008» за лучшую мужскую роль — Евгений Пеккер. «Герои И. А. Гончарова на современной сцене»: II Всероссийский театральный фестиваль (Ульяновск, 2008) Фестиваль, посвященный жизни и творчеству И. А. Гончарова (Москва, 2012). С этим спектаклем театр очень точно  попадает в нерв времени: остросовременная пьеса, представляющая собой римейк классического произведения И.Гончарова,- уже  эти параметры по определению обеспечили бы успех постановке. Однако театр «Новой драмы» всегда ставит прежде всего то, что искренне  волнует их самих.  М.А.Оленева, работая с молодежью, тонко чувствует время, она понимает, что в настоящий момент

волнует современного молодого зрителя. Потому тот материал, который выбирают «новодрамовцы» для постановки, всегда очень точно откликается в сердцах зрителей. Этот материал (пьесу М.Угарова), интересный и сложный,  режиссер сумела интерпретировать так, что вот уже более десятилетия этот спектакль не утрачивает своей актуальности. Вот что говорит режиссер М.А.Оленева о спектакле: «Остроумный парафраз на темы современности, изящно отталкивающийся от романа Гончарова. И зрительский смех со всхлипами в зале — доказательство того, что литературно–театральное сальто проделано блистательно…»[32]  Театр анонсирует спектакль словами М.Угарова «Это история человека, несовместимого с жизнью». Таким образом режиссер дает сразу несколько ключей к спектаклю: это трагическая история (несовместимо с жизнью), это история внутреннего конфликта человека. Конфликт человека с современностью, с жизнью, которая предлагает свои условия игры. М.Угаров пишет римейк, интерпретирует классический текст И.Гончарова, вписывая его в современность. Однако не реалии современного времени важны автору, но современное сознание человека, его восприятие действительности. Противопоставленность двух типов героев ( Обломова и Штольца) в ХХ1 веке получила новую актуализацию. Постперестроечное время смены политического и экономического режима требует такого героя современности  как А. Штольц. Именно Штольц становится героем нового времени. В то же время происходит переоценка ценностей, девальвация духовных ценностей, и поэтому вся  интеллигенция оказывается в роли Обломовых. Интеллигенты, интеллектуалы, художники оказываются неспособными вписаться в современную жизнь, подстроиться под ее новые правила (рынка и потребления), потому чувствуют себя лишними и несостоятельными. Этот новый аспект столкновения героя-интеллигента с реальной жизнью очень тонко показан в спектакле «Новой драмы».

Илья Ильич, которого мастерски играет Е.Пеккер, показан философом, пытающимся осмыслить суть собственного существования, его образ граничит с образом сумасшедшего, уж слишком необычно звучат его разумные суждения в современном мире.  Классическое одеяние Обломова - халат в прочтении театра «новой драмы» очень напоминает одежду для душевнобольных. Мотив болезни поддержан также и  образом доктора, который только оттеняет истинную суть Обломова. Образ доктора показан режиссером через комические приемы (доктор скачет на детской лошадке, говорит абсурдные вещи), то есть такими приемами режиссер помогает зрителю  понять, что никто иной, как  Обломов -  и есть самый здравый человек. Однако мотив болезни можно назвать ведущим мотивом режиссерского прочтения пьесы. Герой словно буквально заболевает от осмысления новых законов современного мира, он физически не может принят их, что очень важно. Ведь как будто сама природа человека отторгает те перевернутые ценности, которые диктует новое время.  «Этот спектакль создан на основе реалистического романа И.А. Гончарова «Обломов». Спор обленившегося помещика с предприимчивым Штольцем - это каскад комических и карикатурно-сатирических эпизодов. Образ Обломова, наполненный большим человеческим и историческим смыслом, к финалу набирает высоту трагического гротеска. Наблюдения прозаика преображаются в условные художественные метафоры  драматургии и режиссуры» [32]

 «Пьеса Угарова, написанная по мотивам "Обломова", существует не в XIX веке и не в XXI. Ее герои живут в великом нигде русской литературы. Это неуютная ничья земля, по которой они слоняются, ведя бесконечные разговоры, витая в облаках, строя воздушные замки. Странный человек Обломов, но "не странен кто ж? ". Всем угаровским симулякрам неуютно в жизни, все они, как могут, прячутся от нее. Штольц, как безумный, с головой уходит в "дела", доктор катается по комнате на деревянной лошадке, Ольга Ильинская поет Casta diva и пишет Обломову многостраничные списки книг, которые он должен прочитать. Самый наивный из них, Обломов просто лезет под стол и предупреждает: "Я в домике".[30]

Через эстетику детского восприятия мира, граничащую с эстетикой абсурда театр «Новой драмы» рассказывает историю о современном герое времени- Илье Обломове, который боится этой страшной современной реальности, который помнит истинные ценности, который не готов предать собственные идеалы.  Итак, Спектакль «Обломоff», поставленный  в театре «Новая драма», является успешным воплощением идей современной драматургии на сцене. Театр не эксплуатирует модные тенденции театра, не стремится эпатировать зрителя, а также ниспровергать классические тексты. Театр «Новой драмы» очень корректно работает с материалом пьесы, актуализируя важные для современного зрителя темы и проблемы.

Пьеса относится к такому жанру постмодернистской драматургии как ремейк. Угаров в пьесе "Облом Off" создает интертекстуальный пласт плюс включение язычного компонента. Функция не только привлечение читателя, но и смысл, который объясняет судьбу героя. Небольшие фрагменты пьесы повторяет роман. Но автор играет с текстом. Так, пресловутый спор Штольца и Обломова режиссер решил представить как противостояние сухого, деловитого Запада и сочного, колоритного Востока, который в спектакле явно преобладает. Тут и расшитая тюбетейка Захара, которого Обломов обзывает азиатской душой, и национальные орнаменты одежд Агафьи Матвеевны Пшеницыной, курлыкающей на каком-то непонятном наречии, и тот самый роскошный халат Обломова, украшенный диковинными восточными рисунками и колокольчиками (художник Андрей Климов).

Да и сам Обломов выглядит в спектакле узкоглазым скифом, загадочным существом, не то сумасшедшим, не то юродивым, не то ребенком. Недаром он все время играет в детские игры: с доктором прячется под столом, "в домике", со Штольцем вспоминает школьные забавы. Главный герой - инфантильный герой. Первая сцена: встреча Ильи и доктора Акакия. Доктор находит под столом, там у него домик. Он защищается. Подросток доктор Аркадий, стесняется того, что у него есть лошадь. Именно он может вступать в диалог с Обломовым. Во всей практике Обломова желание сохранить свою целостность. У него есть диагноз-тотус. И он умирает. Его определили, сделали односторонним.  Уходит туда, где он может быть цельным. Off- выключился из жизни. 

24.


16.01.2023; 23:32
хиты: 29
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь