пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Волос А. «Маскавская Мекка» / Д. Осокин «Овсянки». Национальная проблематика в современной литературе.

Национальная проблематика довольно широко представлена в современной литературе. Coздaтeли пpoизвeдeний, в кoтopыx вoплoщaется  этoт тип пpoблeмaтики, «интepecoвaлиcь иcтopичecким cтaнoвлeниeм и cyдьбoй цeлыx нapoднocтeй», «нaциoнaльнoй cyдьбoй». Однако одной из вaжнeйших пpoблeм в пpoизвeдeнияx дaннoгo типa являeтcя пpoблeмa cyщнocти нaциoнaльнoгo xapaктepa – бoлee глyбиннaя, нeжeли пpoблeмa внeшнeгo иcтopичecкoгo бытия нaции, нapoдa.

«Маскавская Мекка» — роман российского писателя Андрея Волоса (лонг-лист Букеровской премии 2004 года). Роман — фантастический, гротескный, сатирический и внешне резко отличается от предшествующего (реалистического) творчества Волоса.

«Маскавская Мекка» — это роман-антиутопия, предлагающий два возможных сценария будущего России и, соответственно, две сюжетные линии. Одна из них разворачивается в двадцатимиллионном мегаполисе Маскав («Москва» в таджикской транскрипции), где футуристическая роскошь соседствует с нищетой 1990-х годов. Маскав — автономное государство, участник большей по размерам федерации, управляемое меджлисом, чрезвычайно развитое технически. Население Маскава чрезвычайно пестро в этническом и религиозном плане; в нём наиболее многочисленны славяне и выходцы из мусульманских стран. Здесь произошёл «синтез мусульманской и европейско-христианской культур в технически крайне усовершенствованном мире», мусульманский полумесяц возвышается над Новодевичьим монастырем, «вот эта длинная стрела, пересекающая центральную часть Маскава, — это проспект Слияния… Левее купол храма Христа Спасителя, рядом купол мечети Праведников… А острый свет, уходящий в небо, — это игла минарета Напрасных жертв». Маскав перенёс бурные потрясения, которые привели к «Слиянию», установлению режима веротерпимости. В городе действуют православная казачья и мамелюкская милиции. Роскошный центр города («Рабад-центр», по арабски «рабад» — «пригород», «слобода») накрыт огромным куполом, под которым всегда сияет искусственное солнце.

Вторая сюжетная линия происходит в Голопольске, районном центре Гумкрая (Гумунистического края), погружённом в атмосферу 1950-1970-х годов с партийным («гумратийным») управлением, разрухой, идеологическим диктатом, бесчеловечными лагерями. Гумкрай — деревенская страна с русским населением. Роль главного идеологического символа в Гумкрае играет памятник Ленину, который местные жители называют «Виталин». Гумунизм  в романе Волоса приобретает мистический колорит: повышение гумкраевцев по партийной линии сопровождается обрядом, проведением по «директиве Ч-тринадцать»: каждого назначенца сначала убивают, а потом погружают в болото, откуда убиенный рождается заново, после функционера поят кровью петуха.

Роман, как обычно для жанра антиутопии, насыщен неологизмами разного происхождения (английского, арабского, тюркского).

По мнению критиков, «в тексте Волоса предлагается социально-историческая интерпретация апокалипсиса. Согласно концепции его книги, расплата за грехи, трактуемые как социально-исторические ошибки человечества, уже наступила, и осуществляется эта расплата именно в пределах реальности».

Национальная проблематика в романе. Описанный в романе Маскав представляет собой столицу государства, где разные этносы и религии объединены в Великом Слиянии под символами единого бога. Самой заметной чертой этого социума становится резкое увеличение мусульманского влияния: и сам город уже на таджикский манер называется Маскавом, и парламент - меджлисом, и центр города не Арбат, а Рабад. Такая глобализация с «исламско-азиатским акцентом» вызывает закономерный шок у читателей, поскольку в российском общественном сознании мусульманский Восток никогда не ассоциировался с прогрессом и цивилизацией.

Однако при более внимательном изучении выясняется, что все не так страшно с этим «исламским владычеством». Да, мусульмане традиционно угнетают славян, но и курдов в очереди на бирже труда также хватает, а среди богатых граждан вполне достаточно и не-мусульман.  В описании А. Волоса Маскав никак не напоминает ортодоксальный город, живущий строго по законам шариата: здесь церкви и мечети стоят рядом, женщины свободно ходят с открытыми лицами, не запрещены изображения людей, алкоголь и другие блага западной цивилизации.

В конечном итоге, причиной описанных в романе кровавых событий стал все же не межнациональный, а социальный конфликт, так как мотив национальной розни в романе дополняется гораздо более острой проблемой классового неравенства: кроме блистающего роскошью Рабад-центра, в Маскаве есть и нищие окраины, где проживает множество безработных.

Чего именно не хватает героям А. Волоса? Чего хотят бедные, было заявлено буквально на первых страницах  неким безымянным агитатором: «зачем мы пережили ужасы Великого Слияния? ... Чтобы теперь подыхать с голоду? Для чего погибали наши отцы? - чтобы у детей никогда не было работы? Они говорят, что теперь все равны!.. мир счастлив!.. нет ни христиан, ни мусульман, ни буддистов!.. все мы - братья в едином Боге! Да оглянитесь же! Нам просто заговаривают зубы! Мы - гнием в нищете! Они - купаются в роскоши! И это - равенство?!»

15.


16.01.2023; 23:32
хиты: 47
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь