пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Славникова О. «2017» / Волос А. «Маскавская Мекка» / др. Специфика современной антиутопии. + «Кысь» Толстая

Все антиутопии носят характер романов-предостережений, предупреждений об опасностях, грозящих отдельно взятой личности, а отсюда и всему человечеству на путях реализации утопических идеалов.

Цель антиутопии — заставить отказаться от мифов, указать тупики, жертвы, которые грозят обществу, купившемуся на неосуществимые обещания мечтателей и демагогов.

Антиутопия зачастую включает в себя описание будущего утопического государства, причем для жителей этого государства его социальное устройство является совершенным, тогда как читатель воспринимает его как сатиру. В антиутопии также показывается, к чему может привести фанатизм и экстремизм в ходе реализации социально заманчивых проектов, проектируется, какую опасность несет в себе социальный романтизм и безответственность в технократическом обществе, в котором на фоне высокого развития техники отстает развитие нравственного сознания личности и общества, не понимающих степень ответственности за свои поступки и действия..

Одной из важнейших черт жанра является художественно воплощенный абсолютизм преступной бесчеловечной власти. Власть опирается на идеологические концепции, для которых истина непререкаема и невозможны никакие диалоги.

Ритуализация жизни — еще одна структурная особенность антиутопии. Общество, реализовавшее утопию, не может быть обществом ритуала. Там, где царит ритуал, невозможно хаотичное, свободное движение личности. Напротив, ее движение запрограммировано. Среди неотъемлемых ритуалов антиутопии — казни, пытки. Кровавые ритуалы обставляются с особой церемонностью и пышностью.

Для жанра романа-антиутопии всегда характерен конфликт человека и государства. Конфликт возникает там, где герой отказывается от своей роли в ритуале и предпочитает свой собственный путь, где он отказывается видеть мазохистское наслаждение в собственном унижении властью.

Исторический процесс делится на два отрезка — до осуществления идеала и после. Между ними — катастрофа, революция или другой разрыв преемственности. Отсюда особый тип хронотопа в антиутопии: локализация событий во времени и пространстве. Все события происходят после (переворота, войны, взрыва, революции) и в каком-то определенном, отграниченном от остального мира месте. Если концепция истории в утопии носит финалистский характер (достижение идеала — конец исторического прогресса), то в антиутопии этот “конец истории” является точкой отсчета, началом.

В литературном процессе конца века происходит актуализация жанра антиутопии.

«Кысь»:

Роман «Кысь» создавался на протяжении 14 лет. Как говорит сама Татьяна, сюжет будущего произведения крутился у нее в голове долгое время. Начиная с 1986 года, автор делала кое-какие наброски, разрабатывала систему образов, продумывала сюжет до мельчайших подробностей. И в конечном итоге все эти старания привели к потрясающему успеху – в 2000 году роман «Кысь» был опубликован, сразу же получив признание среди широкого круга читателей.

роман Татьяны Толстой «Кысь» большинство критиков относят к антиутопии, ссылаясь та то, что в произведение содержится предупреждение о гибели и опасности. Во-первых, в произведении явно прослеживается экологическое предупреждение. С первой страницы романа сразу проясняется, что цивилизация погибает в результате ядерного взрыва, который и привел к страшным и необратимым последствиям. Время написания произведения совпадает с Чернобыльской катастрофой (1986), которая потрясла весь мир. А если еще задуматься о том количестве ядерного оружия, которое сегодня содержится в разных странах, то становится совершенно очевидно, о чем предупреждает нас автор романа.

Во-вторых, можно говорить еще об одном предупреждении, возможно не столь явном, но весьма актуальном для нашего времени – о гибели культуры и языка. Толстая описывает жителей своего городка, используя иронию и сатиру. Все они – ничтожные люди, у которых отсутствуют нормы морали, ценности и здравый разум.

Первое, что бросается в глаза при чтении произведений Толстой – сказочность. Исключением не стал и роман «Кысь», в котором писательница создала свой нереальный мир, используя фольклорные мотивы. Жители вымышленного городка сплошь и поперек окружены легендами и сказками. Они верят в различных существ: русалок, водяных, леших. Синтаксис романа и стиль написания также приближен к народной сказке: автор использует инверсию и простые предложения.

Татьяна Толстая также большое внимание уделяет мифам. Чтобы хоть как-то объяснить устройство мира, о котором они ничего не знают, голубчики обращаются к легендам. Один из наиболее ярких примеров использования в романе мифа – известный миф о Прометее, который писательница переосмысливает по-своему. В качестве Прометея она использует Федора Кузьмича – того самого Наибольшего Мурзу, который не только принес людям огонь, но и изобрел колесо, сани, научил жителей шить книги. В дальнейшем выяснится, что заслуги Федора Кузьмича на самом деле не так значительны, но пока герои наивно верят в сказку, находясь в атмосфере чуда.

Еще один отличительный признак романа – интертекстуальность. На протяжении всего произведения встречаются отрывки из стихотворений Пушкина, Блока, Цветаевой, Лермонтова, которыми зачитывается главный герой Бенедикт. Присутствуют в романе и арии из оперы «Кармен», и песни Гребенщикова, отрывки которых исполняют слепцы. Все это напрямую связано с проблематикой романа.

Главная проблема произведения «Кысь» заключается в поисках утраченной духовности и внутренней гармонии. Толстая демонстрирует нам мир, в котором царит полный хаос и неразбериха. В этом мире духовные ценности не имеют никакого значения, культура гибнет, а люди не понимают элементарных вещей. Единственным источником знаний являются книги, однако и они находятся под запретом. А тех, кому вздумается хранить у себя старопечатные книги, ждет наказание. Поэтому голубчикам ничего не остается делать, как слепо доверять Федору Кузьмичу, который самовольно приписал себе все заслуги.

Славникова «2017»:

https://flame-of-candle.livejournal.com/1072.html -краткое

Роман написан в 2005 г.-произведение новой эпохи, диктующей свои тенденции. Глядя на название возникают ассоциации с романом Оруэлла «1984», но в данном произведении расстояние между датой создания и датой происходящих событий значительно меньше.

Особенности: 1)каждый из героев ищет способ оставить Бога : общение с духами (Каменная девка, подземный змей), они желают уйти из мира «пустыми» -желание развеять душу после смерти.

2)человеческий мир давно объединен в «одну мировую молекулу»-сверхорганизм, управляемый элитами. Появляется привкус неподлинности  жизни. Но социально-идеологический извод романа позитивен для Славниковой: карнавал бутафорской истор реконструкции, организованный властями города к 100-летию революции, перерастает в реальные ожесточенные столкновения между «красными» и «белыми». Значит, в мире не все унифицировано и приведено к послушному безразличию. Это возвращение из искусственного и поддельного мира в историю опасную, но живую.

3)Реставрация прошлого: создание ложной фантастической фактуры (открытие автомобилей лазерным ключом, в ходу видеосвязь, книги с голографическими обложками – искусственно заторможено в 2000-х; упоминание мавзолея, его нынешних перемещениях по стране и тд.

4) Два основных персонажа:

Вениамин Крылов –настоящее имя упоминается лишь 1 раз, выдуманное имя Иван. Он –символ бессмысленности существования человека, т.к. является проигравшим, но надежда на возрождение есть. Он стремиться овладеть творческим даром: огранка камней, он умеет чувствовать камень.

Екатерина Сергеевна Анфилогова – выдуманное имя Татьяна – женщина –бес, так как предстает и в образе Каменной девки. Это создает пессимистический настрой произведения.

Герои подчеркивают необходимость изменения окружающего мира. Именно на героях лежит основная цель антиутопии - предостережение.

14.


16.01.2023; 23:32
хиты: 30
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь