пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Постмодернистская драма

 

Для постмодернизма характерно:

1)      представление о мире как о тотальном хаосе, не предполагающем норму;

2)      понимание реальности как принципиально неподлинной, симулированной (отсюда понятие «симулякр»);

3)      отсутствие всяческих иерархий и ценностных позиций;

4)      представление о мире как тексте, состоящем из исчерпанных слов;

5)      особое отношение к деятельности литератора, который понимает себя как интерпретатора, а не автора.

6)      неразличение своего и чужого слова, тотальная цитатность (интертекстуальность, центонность);

7)      использование приемов коллажа, монтажа при создании текста.

В конце 1980-х годов в драматургии возобладали две основные тематические и стилевые тенденции:


-политическая пьеса (М. Шатров)


-социально-бытовая драма, представленная поствампиловской драматургией (Л. Петрушевская, В. Арро, А. Казанцев, А. Галин, В. Мережко и др.).


Политические пьесы М. Шатрова второй половины 1980-х годов («Диктатура совести», «Брестский мир», «Синие кони на красной траве», «Дальше, дальше, дальше») вошли на короткое время в репертуары всех театров страны как выражение государственной идеологии того времени. В пьесах действовали реальные политические деятели большевизма и декламировались целыми страницами партийные документы и работы Ленина, а ложному кумиру (Сталину) всегда противостоял «истинный» кумир (Ленин), персонифицированный или «цитируемый». Открыто дискуссионная форма, привлекавшая зрителей того времени, предполагала тем не менее заранее известный исход – победу ленинских идей.
 

Социально-бытовая драма во многом коррелирует с прозой писателей-сорокалетних конца 1970-начала 1980-х годов. Поствампиловская драматургия или драматургия «новой волны» изображала жестокость быта и жизни (обыкновенное бытовое зло), неумение и нежелание слышать друг друга. Место действия – дача, квартира, главное в такой пьесе – правдоподобие пошлости (отсюда речь героев выстраивалась по принципу магнитофонной записи).
Авторы показывали нравственный инфантилизм и безответственность современных мужчин и женщин, в которых изживаются истинно мужское и истинно женское начала, ироничность и сомнение в действенности нравственных идеалов в эпоху перестройки не только системы, но и нравственности.


В русле «новой волны» в 1990-е годы в драматургию возвращается проблема «человек и среда», когда над человеком давлеет среда, тяготят обстоятельства, жестко влияют на духовную сторону бытия – таков человек постзастойного времени.


- Сатирические пьесы достаточно актуальны в этот период: пьесы В. Шукшина «Энергичные - люди», «А по утру они проснулись», философская сказка Ф. Искандера «Кролики и удавы», стихотворная сказка Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» (1989), пьеса В. Коркии «Черный человек или Я бедный Сосо Другашливи» (1989), эстрадно-сатирические миниатюры М. Жванецкого и М. Задорного.
На рубеже 1990-х–начала 2000-х годов происходит бум драматургии.Первые попытки классификации выделяют:
 

- «неоисповедальную» или неосентиментальную драму (пьесы Е. Гришковца, И. Вырыпаева, О. Мухиной, Е. Исаевой),
 

-интеллектуальную драму (пьесы братьев Пресняковых)
 

-гипернатурализм, представленный драматургией Н. Коляды.
 

Большую популярность получила пьеса М. Угарова «Облом off” («Смерть Ильи Ильича»), премьера которой состоялась в марте 2002 года в Центре драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина. «Новая драма» – во многих отношениях спорное явление современного театра.

 


16.01.2023; 23:25
хиты: 39
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь