Заумная, написана филологами.
Ориентация на культуру, метатекст, герой – писатель или читатель, специфический язык. О зыке, литературе и писателе. Часто бессюжетное.
Писатели стали выступать одновременно и как теоретики собственного творчества, и как создатели текста. Вкрапление литературоведческой теории в текст романов дает повод говорить о специфике филологической прозы, в пространстве которой и формировался собственно филологический роман. Исследования писателями «уникальности творческой личности» спровоцировали и появление нового героя - филолога, а основная проблематика в этих произведениях стала группироваться также и вокруг вопросов собственно литературы и языка.
Первым здесь выделяется Битов, синтезирующий художественности и научного исследования. Он выделил черты. Черты: — стремится к решению сложных художественных задач, опираясь на энергию эрудированного, филологически подготовленного читателя, способного расшифровать многочисленные введенные в текст романа культурные коды и знаки; — «обнажает» литературные приемы, раскрывает секреты творческой лаборатории художника, создает атмосферу импровизации, тем самым приглашая читателя к процессу сотворчества; — использует целый спектр художественных приемов для создания ярких, запоминающихся образов, существенно разнообразив эстетику произведения; — прибегает к игровому, подчас пародийному началу в переосмыслении характерных для классической литературы героев, сюжетов, тем и мотивов, широко раздвигает границы произведения; — выявляет основные компоненты творческого процесса при создании художественного произведения и/или исследования ученого-филолога; — создает образ героя романа — филолога, творческую личность, креативные возможности которой заключаются в умении сохранить детский, искренний взгляд на мир, внутреннюю свободу, стремление постичь иррациональную тайну творчества и источников вдохновения.
«Пушкинский Дом» Битова - это история Левы Одоевцева, аспиранта, занимающегося русской литературой и работающего в Пушкинском Доме. Научная статья главного героя «Три пророка», посвященная творчеству Пушкина, Лермонтова и Тютчева, — во многом рассказ о его жизни, изложенный научным языком. Творческий потенциал Левы, сохранившего чистый и искренний взгляд на мир в период работы над статьей весьма высок, но постепенно результаты воспитания, цепь внутренних уступок и компромиссов с совестью, изменившийся общественный климат обрекают главного героя на творческое бесплодие.
Можно говорить и о С. Гандлевском. В романе «НРЗБ» его интересует прежде всего тонкая материя поэтического вдохновения. Его главный герой — молодой поэт, вся жизнь которого была озарена дружбой с поэтом Чиграшовым, чье творческое наследие стало предметом его исследований. Включает интертекстуальные отсылки к произведениям Байрона, Грибоедова, Пушкина, Гумилева, Окуджавы. Изобретательность в разработке сюжета позволяют писателю сделать попытки в раскрытии магии поэзии, которая лежит далеко за гранью привычного реализма.
В филологических романах постмодернистского направления можно выделить ряд мотивов: мотивы детства, памяти, творчества, свободы художника и др. Например, мотив детства в филологических романах является лейтмотивным не случайно. Именно в детстве и отрочестве закладываются основы творческой личности. В детстве порой следует искать и истоки противоречий в творчестве зрелого художника.
В разнообразных аспектах рассматривается мотив детства в «Пушкинском Доме» А. Битова.
|