Иронический авангард зародился в литературе 1960-х гг., в первую очередь, в молодежной прозе, в 1970-е гг. существовали в андеграунде, в литературу вошли после 1985 г.
Сам термин принадлежит Г. Нефагиной. Основная мысль в том, что модернизму свойственна ирония.
В таких текстах настоящее иронически отвергается. Примером может служить повесть С. Довлатова «Ремесло», в которой речь идет о писательстве. Идеал писателя для Довлатова – А.С. Пушкин, умевший жить и в жизни, и в литературе. Работу в эмигрантской журналистике Довлатов считает ремесленничеством, не предполагающим вдохновения. Объектом иронии становится как сталлинская, а затем и эмигрантская среда, так и сам автобиографический повествователь. Повествование у С. Довлатова многослойное.
Новый автобиографизм.
Термин введен Марком Липовецким. Тенденция, характерная не только для модернизма, но и для всей современной литературы. Отсюда схожесть направления с филологической прозой. Жанрообразующим принципом, по мысли М. Липовецкого, является то, что «практически во всех этих книгах происходит ревизия традиционной (модернистской) концепции личности как некоей целостности. У него свой личный опыт анализируется литературоведчески – как конгломерат влияний, “чужих слов”, осколков чужих сознаний, отражений в глазах других людей. Т.е. Я выражается через чужое.
Черты:
- автобиографическое начало
- временная дистанция может быть событием, и его изображением
- сниженная лексика
То есть, это не подлинная биография, а игра в биографию.
В текстах С. Довлатова, М. Веллера. Приметы есть и у Шаргунова, И. Стогова, А. Варламова.