Модернизм в 20 веке развивается 2 раза: первый – в начале 20 века, второй – в конце 20-начале 21 века. Причина в том, что это направление рубежа веков (в конце 19 века – кризис философии, в конце 20 – кризис идеологии).
Мир дискретен, сложен. Идеал утрачен, соотносим с пошлым. Разная оценка настоящего, прошлого и будущего (настоящее негативно). Повествование на уровне бытия, а не быта. Используется символика.
Особенности:
- Двоемирие (мир реальный – сфера быта, обыватели – отрицательная оценка; мир идеальный – мир мечты, творческой реализации)
- Явление жизни и творчества (больше подходит к модернизму начала 20 века)
- Оценка временных координат (настоящее со знаком минус, прошлое и будущее – положительно, как реализация мечты, не принадлежащая полю реальности)
- Герой воспринимается как знак, в нем доминируют те или иные качества, воплощающие какие-либо идеи. Соотнесен с авторской мыслью
- Читатель – элитарный, знаковый с некоторыми базовыми кодами, положенными в основу произведения
- Стилистика усложненная. Множество метафор, мифологический пласт, культурные контексты
Включает в себя:
1. Условно-метафорическая проза.
Особый хронотоп, пространство делится границами, социальная направленность, клишированный сюжет, конфликт между «я» и «мы», особый язык, звучит как предостережение.
Антиутопия, бестиарная утопия и др.
О. СЛАВНИКОВА «2017», А. ВОЛОС «МАКАВСКАЯ МЕККА».
2. Новый автобиографизм.
Автобиографическое начало, события недавней современности, искажения фактов\достройка фактов, игра с реальностью, ирония.
В. Шишковский «26 писем не о любви», С. Довлатов, М. Веллер и др.
3. Филологическая проза. Заумная, написана филологами.
Ориентация на культуру, метатекст, герой – писатель или читатель, специфический язык.
НОВИКОВ - «РОМАН С ЯЗЫКОМ». Текст о писательском труде, о феномене писательства, часто бессюжетное.