пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Трансформации женской прозы в СРЛ.

Место в лит-ре между реализмом и модернизмом.

 

Женская проза - это проза, написанная женщиной о женщине. Отвечает на вопросы об участи женщины, ее судьбе в этом мире, что такое семья, что такое мир глазами женщины , какова специфика женского чтения. Но в любом случае женская проза открывает мир глазами женщины. При этом ориентирована на картину мира , а не на частности женской судьбы как в романе. 

Точка отсчета женской прозы — 80- е гг., раньше чем принято отсчитывать границы современной литературы. К этому времени обозначился кризис общественных идей и идеологии. И ответом явилась женская проза. Женская проза обратила внимание на историю отдельной семьи и отдельного человека, в отличии от советской лит-ры. 

 

Следующий этап развития женской прозы — начало 90-х. Совпало с развитием феминистского движения в России. В 1993 организован российский феминистский журнал, возник по аналогии с западными , при их поддержке , рассматривались вопросы о месте женщины в современном мире. Женская проза и феминизм по сути противоположные явления. Женская проза настаивает на ценностях семьи, на ценностях традиционных отношений, укоренённых веками, а в феминизме другие акценты — женщина самодостаточная, должна быть независима, это разрушает структуру семейных отношений. Феминизм созвучен с постмодернизмом, где разрушаться ценности. Но в 90-е гг. феминизм и женская проза идут рука об руку. 

 

Семья в женской прозе — это женщина и ребенок. Мужчина в современной семьи не обязателен из-за нового времени. 

Ирина Грекова «Вдовий пароход» (1981). Действие происходит в послевоенной Москве до 60-х гг. Описывается жизнь абсолютно разных женщин в коммунальной квартире. Ольга потеряла семью во время войны. Капа грубоватая крестьянка. Анфиса простая женщина, у нее есть ребенок Вадим. Единственный ребенок становиться семьей для всех женщин в коммуналке. Возникает проблема о материнской любви. Вырастает Вадим избалованный. В институте ему становится тяжело, он плохо учится, он не самый лучший. Анфиса умирает. Болезнь и её смерть это переломный момент для Вадима. 


Виктория Токарева. Токарева разрабатывает типичную героиню. Молодая женщина лет 30, социально успешная, гуманитарий, кандидат наук, но глубоко несчастная, потому что нет семьи. 
«Первая попытка» (1985). Героиня — Мара Александрова, она состоялась с точки зрения окружающих, красивая защищает диссертацию, но за этим стоит трагедия. У не нет семьи, нет детей — она одинока. Она может только надеяться на брак по формуле н2о соединение противоположностей, но у нее рак. Это показательный текст, яркий. 
 

В 90-е гг.в связи с развитием женской литературы авторов стало очень много: Ольга Татаринова, Нина Горланова, Людмила Улицкая и т. д.  

«Сонечка» Улицкой — женская судьба. Героиня показана от юности 28 лет до старости. Она вышла замуж поздно за Роберта (художник), дочка Таня. Другой пласт — миф о мире, в котором все герои тврцы собственной жизни. Сонечка замещает реальность: много читает и живет этими книгами, когда вышла замуж начала творить дом, в который слетаются друзбя мужа и дочери. Роберт Викторович увлекся подругой своей дочери, а Сонечка превратила все это в миф — художнику нужна муза. В старости Сонечка опять читает. Творит и Роберт, он художник — модернист, после репрессий делает театральные декорации. В социум все герои произведения не выходят. 
 

 


16.01.2023; 23:25
хиты: 28
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь