«Жестокий реализм». Название достаточно условное, возникло давно, еще во второй половине 80ых годов, тогда оно имело характер метафоры. Направление восходит к натурализму, поэтому
В натурализме, который развивается в современной литературе в варианте жестокого реализма, жестокой прозе, остаются те же самые черты, но несколько в ином ракурсе.
Характерно: элементы натурализма, опора на факты, пессимизм, герой социального дна – бомжи, наркомания, армейская служба.
Жестокий реализм. Черты:
- Стремление к объективному воспроизведению действительности.
- Внимание к деталям, подробностям.
- Отношение к человеку остается прежним. Человек обусловлен средой.
- Характер эксперимента.
- Отказ от морализаторства. Проявляется в максимальной степени
- Связь с модернизмом, использование символов. Раз возникают символы, то идет попытка осмысления причин происходящего.
- Темы социального дна, но с поправкой на эпоху. Речь идет не просто о существовании бомжей, заключенных, а о дедовщине в армии, малолетних заключенных, о локальных конфликтах
- Подчас в произведениях значима форма. Не всегда и не везде, но в лучших образцах, форма оказывается значима.
- Современный натурализм возник как реакция на советскую действительность, советскую литературу. Его суть - открыть ранее запретные темы.
Многочисленные произведения о малолетних заключенных, о участии солдат в локальных конфликтов.
ТЕКСТЫ:
Юрий Поляков "100 дней до приказа" (1987г.) - текст о завершающем периоде службы. Очень подробно показано, чем заняты солдаты в этот период службы, и это совсем не военные дела. Солдаты ущемляют права друг друга. Так, один из молодых служащих бросается под поезд. А герой, Куприяшин, не может терпеть несправедливость. Заступившись за молодого, он лишается своего статуса и им тоже начинают помыкать.
Локальных конфликтов было много: Ливия, Вьетнам, Алжир. В литературе осмыслены Афганская и Чеченская война, так как эти темы лично восприняты. Афганская тема появляется у авторов, которые там были: Олег Ермаков, Сергей Дышев. Более ярким именем остается Ермаков.
О. ЕРМАКОВ"Марс и солдат", 90ые годы. В нем два параллельно развивающихся сюжета в одном, разворачивающиеся вокруг двух героев. За образом Марса, властителя чужих судеб, угадывается Брежнев. Солдат Сорокопутов – второй герой произведения, типичный солдат. Он ранен в бою. Его спрятали камешками пока бой продолжался, в конце концов его обнаружили афганцы и растерзали. Вроде написано безоценочно, но очень жестко. Проблема власти и народа решается в аспекте жестоком, натуралистическом, а также в мифологическом. Помимо натуралистических подробностей есть символика, мифологический пласт, и интересная форма. В дальнейшем в его творчестве это только развивается.
Петрушевская «Время-ночь» (жестокий быт: повесть о восьмилетнем мальчике Саше Савельеве, который живёт у бабушки с дедушкой, потому что бабушка не доверяет воспитание ребёнка своей дочери. Она ненавидит и осуждает «беспутную» дочь, нашедшую нового мужа. Её жестокая «любовь» ко внуку, больше похожая на ненависть, произрастает из желания иметь послушную и безответную живую куклу, которую можно опекать, лечить и наказывать. Эта «самоотверженная» забота помогает ей ощущать собственную значимость и острее упиваться собственным «страданием», причиняемым лживыми, чёрствыми и неблагодарными окружающими (включая мальчика). Ребёнок, которого она в непрерывном режиме учит ненавидеть мать, плохо поддаётся этой обработке сознания и пытается вырваться из-под пресса домашней тирании.