Религиозная тема в советское время была под запретом. Предшественников нет, совершенно новое явление.
Хар-ка религиозной прозы:
- реалистическая основа творчества: внимание к быту, к деталям, типологизация
- дидактизм — назидательность, проповедческое начало
- проблематика добра и зла, смысл человеческой жизни, проблемы решаются в рамках религии
- главенство идеи над художественностью
- герой неофит-новообращенец, который только начинает входить в религию
- реалистическая манера письма
Самый ранний религиозный текст — В. Алфеева «Джвари» (1989г.). Повесть открыла тему, появился герой неофит. Героиня — Вероника, кот. Пришла к религиозным ценностям. Отправляется в монастырь, соблюдает обрядовость, доходит до крайностей, отрицает все, что ей было дорого до этого.
Религиозная проза претерпевает изменения и появляется православный бестселлер.
Цель: дидактическая, распространение религиозных ценностей.
Ю. Вознесенская «Мои посмертные приключения» (2005г.). Текст начинается с предисловия, написанное священником, — размышления о смерти. Главная героиня — Анна, которая упала с 4-ого этажа, чтобы спасти кота Арбуза. Во всех текстах Вознесенкой есть мотив пути - совершенствоваться в религиозном плане.
Др. произведения на религиозную тему:
А.Заватская «Ликей»
Е.Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»
М.Кучерская «Современный патерик»
У.Чижова «Лавра»
Религиозная юмористика: Авторы пишут о своем опыте касательно религии, своей жизни в монастыре. МАРИЯ КИКОТЬ «ИСПОВЕДЬ БЫВШЕЙ ПОСЛУШНИЦЫ».
- Священническая литература: ЯРОСЛАВ ШИПОВ «ЗА ТЕНЬЮ». Воспоминание о войне. Война зло, а Бог – любовь.