пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Деревенская проза в современной литературе.

Начало Перестройки ознаменовалось взрывом общественного интереса к новым произведениям наиболее видных писателей «деревенской прозы» («Пожар» Распутина, «Печальный детектив» Виктора Астафьева, «Всё впереди» Белова), но изменение социально-политической ситуации после падения СССР привело к тому, что центр тяжести в литературе сместился к другим явлениям, и деревенская проза выпала из числа произведений популярного жанра.

Но это не значит, что она перестала существовать. После достаточно долгого пути развития деревенская проза пришла к мысли об утрате крестьянского мира и его ценностей. Появилось общее желание их зафиксировать, проговорить в пространстве художественно-публицистического текста, что и было сделано, В. Беловым в книге очерков «Лад». Эта задача потребовала прямого авторского слова, проповеди, обращенной к читателю. Такая встречается во фрагменте, завершающем «Печальный детектив» Астафьева – повествование о семье как о традиционной ценности, на которую одну еще можно возлагать надежды по спасению русской нации.

Можно вспомнить также тексты Б. Екимова «Пиночет», повесть В. Распутина «дочь Ивана, мать Ивана». В текстах звучит интонация прощания с деревенским миром, когда лучшие его представители оказываются лишены права на счастье.

Таким образом, деревенская проза в современной литературе почти не представлена, даже на прозе.ру можно найти небольшое кол-во текстов. Нашла несколько рассказов о деревне, но они принадлежат старшему поколению. А молодому поколению эта тема, к сожалению, уже не близка.

Можно говорить о постдеревенской прозе как явлении. Постдеревенская проза — доминирование соц. проблематики; деревня показана как уходящая (мотив прощания); интертектуальность, цитатность. 

Постдеревенская проза  - критикуется изображение деревни, ее социальная сторона, проблема народа и власти. Автор человек городской, имеющий представление о деревне из литературы.  Есть отсылки на предшественников.

 

ПРИМЕР: А. ВАРЛАМОВ «ДОМ В ДЕРЕВНЕ» автобиографично, есть факты жизни писателя, отсылки на Шукшина (герой – дед Василий).

Герой пытается восстановить внутреннюю гармонию и покупает дом в Северной деревне (пройти по следам Белова из его рассказа «Лада»). Это оказалось невозможным. Он уезжает. Оказалось, что дом гнил – метафора всего, что происходит в деревне. Местные жители не идут с ним на контакт, Настасья продала ему дом втридорога. Деревня остается для него душевной болью.

 

Деревенская линия претерпевает изменения. В результате мы видим не идеализацию села, а остро критическое изображение деревни. На фоне социально-политического упадка страны тема вымирания русских станиц приобретает особенно драматическое звучание. В повестях «Падчевары», «Дом в деревне» деревня для Варламова как потерянный рай. Эта тоска связана с разрушением прежнего крестьянского уклада жизни, с утратой традиционных духовно-нравственных ценностей.

 


16.01.2023; 23:25
хиты: 42
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь