Литература конца характеризуется сосуществованием трех художественных методов; реализма, модернизма и постмодернизма. Последние развиваются особенно активно. Реалистическая традиция развивается по инерции, по традиции. Однако в начале 21 века нельзя не признать главенство реализма, но теперь реализм модернизируется.
! РЕАЛИЗМ: объективное изображение реальности, историзм, внимание к быту (который оказывает влияние на человека), типизация, психологизм, ориентация на широкого читателя.
Направления внутри реализма:
1. Постдеревенская проза - критикуется изображение деревни, ее социальная сторона, проблема народа и власти. Автор человек городской, имеющий представление о деревне из литературы. Есть отсылки на предшественников.
ПРИМЕР: А. ВАРЛАМОВ «ДОМ В ДЕРЕВНЕ» автобиографично, есть факты жизни писателя, отсылки на Шукшина (герой – дед Василий).
Герой пытается восстановить внутреннюю гармонию и покупает дом в Северной деревне (пройти по следам Белова из его рассказа «Лада»). Это оказалось невозможным. Он уезжает. Оказалось, что дом гнил – метафора всего, что происходит в деревне. Местные жители не идут с ним на контакт, Настасья продала ему дом втридорога. Деревня остается для него душевной болью.
2. Художественная публицистика. Это направление на границе литературы и не литературы. Такие вещи были мотивированны публицистическим переживанием. Желанием сказать о происходящих событиях. Публицистический компонент есть в " Конце века" Олега Павлова. Сейчас художественная публицистика развивается как мемуаристика и как художественная биография. Можно отнести многие писательские биографии: Варламов, Быков.
3. Религиозная проза.
Предшественников нет, совершенно новое явление.
Характерно: дидактическая интонация, публицистичность, цитатный ряд, герой-неофит. Тесты обычно написаны священниками.
Пример: «Современный патерик" Майя Кучерская.
Добро и зло борятся. Основа религиозного мира – любовь.
ПОДТИПЫ:
- Православный бестселлер: ЮЛИЯ ВОЗНЕСЕНСКАЯ «МОЕ ПОСМЕРТНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ», где задача автора привлечь аудиторию к религии.
-Религиозная юмористика: Авторы пишут о своем опыте касательно религии, своей жизни в монастыре. МАРИЯ КИКОТЬ «ИСПОВЕДЬ БЫВШЕЙ ПОСЛУШНИЦЫ».
- Священническая литература: ЯРОСЛАВ ШИПОВ «ЗА ТЕНЬЮ». Воспоминание о войне. Война зло, а Бог – любовь.
4. Жестокий реализм.
Характерно: элементы натурализма, опора на факты, пессимизм, герой социального дна – бомжи, наркомания, армейская служба.
Многочисленные произведения о малолетних заключенных, о участии солдат в локальных конфликтов.
ЗАХАР ПРИЛЕПИН-"ПАТАЛОГИИ".
Герой в мирной реальности падает с моста на автобусе и спасает своего приемного ребенка. У героя было трудное детство, больная любовь. Идем служить в Чеченю.
Л. ГАБЫШЕВ – ТЮРЕМНАЯ ТЕМА «ОДЛЯН ИЛИ ВОЗДУХ СВОБОДЫ». О тюрьме малолетних заключенных. Тюрьма не исправляет, а наоборот портит человека.
5. Документальная литература: Писательские биографии, Документарий (докум. расследование) – А. Терехов «Каменный мост», Исторический роман – Захар Прилепин «Обитель».
! Между реализмом и модернизмом определим место двум течениям:
- Женская проза. Виктория Токарева «Первая попытка», Л. Петрушевская «Свой круг», Л. Улицкая «Медея и ее дети» и др.
Ставит вопрос о специфике женского присутствия в мире. Ответ: У женщины своя специфика, она отличается от мужчины, главное для женщины – семья ( ж. + ребенок).
- Неореализм. Тенденция всего 20 века. Неореализм 90 х - это Олег Павлов, Светлана Василенко, В. Отращенко.
Черты: натуралистические подробности, различение жизнеподобия и правдоподия, различение реальности и действительности, зык жеский (без лишней красоты).
Дала позднее ответвление – явление неонеореализма.
! Модернизм
Мир дискретен, сложен. Идеал утрачен, соотносим с пошлым. Разная оценка настоящего, прошлого и будущего (настоящее негативно). Повествование на уровне бытия, а не быта. Используется символика.
Включает в себя:
- Условно-метафорическая проза.
Особый хронотоп, пространство делится границами, социальная направленность, клишированный сюжет, конфликт между «я» и «мы», особый язык, звучит как предостережение.
Антиутопия, бестиарная утопия и др.
О. СЛАВНИКОВА «2017», А. ВОЛОС «МАКАВСКАЯ МЕККА».
- Новый автобиографизм.
Автобиографическое начало, события недавней современности, искажения фактов\достройка фактов, игра с реальностью, ирония.
В. Шишковский «26 писем не о любви», С. Довлатов, М. Веллер и др.
- Филологическая проза. Заумная, написана филологами.
Ориентация на культуру, метатекст, герой – писатель или читатель, специфический язык.
НОВИКОВ - «РОМАН С ЯЗЫКОМ». Текст о писательском труде, о феномене писательства, часто бессюжетное.
! Постмодернизм
Мир = хаос, в нем нет смыслового ядра. Понимание реальности как неподлинной, отсутсвие иерархии и ценности. Отказ от идеала. Представление о мире, как тексте, автор – скриптер (находится в этом мире). Неразличение своего и чужого, интертекстуальность.
В. Ярофеев «Москва – Петрушки», А. Соколов «Школа для дураков».
- Концептуализм. Первое проявление в литературе. Есть не только в поэзии (Д. Пригов «Купающиеся»), но и в прозе: Нарбикова Валерия «Пробег – про бег».
- Соцарт. Высмеивание советских клише. Одна модель организации сюжета, неожиданная развязка. Сорокин «Открытие сезона».
- Фентези. (Пелевин «ЕМИР В») Реальная жизнь замещается другой реальностью.
- Ремейк. Переделка, перелицовка, особенно в драматургии особенно. (Акунин «Чайка»).
- Сюрреализм. Редкое явление. Мамлиев Юрий «Прыжок в гроб».