Что мы понимаем под современным литературным процессом. Сумма трех аспектов:
1. Современный-это принадлежащий к сегодняшнему дню, к текущему моменту.
2. "Современный" - это актуальный по общественным запросам, актуальный с точки зрения темы и героя.
3. " современный" актуальный с точки зрения стиля, соответствующий наиболее востребованным, перспективным эстетическим тенденциям.
Литературный процесс - процесс развития литературы в целом (свои тенденции, закономерности, имена).
Современный литературный процесс берет свое начало с 1985 года - перестроечный процесс, начало перестройки, которая повлекла изменения и в общественной жизни и в приоритетах не только политических но и частных, отдельного человека в том числе и писателя. Совр. Лит. Процесс продолжается до настоящего времени, но спорным является вопрос о том, стоит ли воспринимать весь этот процесс, как единый, или надо дифференцировать его на части.
Выделяют следующие периоды:
перестройка (1985–1991);
современные реформы (1991–2000е).
С конца 80-х годов в полный голос заговорили о возвращённой литературе, к которой относят:
- произведения советских писателей, ранее не печатавшиеся по политическим причинам;
- произведения русских писателей первой и второй волны эмиграции, которые также в СССР не публиковались.
Общая характеристика литературы 1985-2000 гг.
Рубеж веков вошел в историю русской литературы как особый период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм. Последнее десятилетие как рубеж веков в традиции русской истории стало средоточием многих динамических тенденций, связанных с подведением итогов, противостоянием культур, нарастанием новых качеств.
Произошла полная смена литературного кода и изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя.
В эти годы увидели свет и те, что были написаны в конце 1960-х – начале 1970-х годов, но до конца 1980-х оставались неопубликованными: «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева, «Пушкинский дом» А. Битова, «Школа для дураков» Саши Соколова. Подспудно они оказали огромное влияние на формирование важнейших тенденций, определивших развитие именно современной литературы.
Кроме того, в конце 1980-х – начале 1990-х годов составной частью современного литературного процесса стала и литература русского зарубежья (от Набокова до Бродского).
Постмодернизм – комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов, оппозиционных к традиционной, классической картине мира и способам её представления в произведениях искусства. Под сомнение прежде всего поставлена возможность рационального и целостного объяснения мира. Наиболее характерные определения, которыми сопровождается понятие «реальность» в эстетике постмодернизма, – хаотичная, изменчивая, текучая, незавершённая, фрагментарная. Распалась связь времён, исчерпала себя линейная последовательность событий, связанных жесткими причинно-следственными отношениями. (ПРИМЕР: ВЛАДИМИР СОРОКИН «ДЕНЬ ОПРИЧНИК» это соцарт).
Реализм в эпоху постмодернизма претерпевает значительные изменения. Реалисты по-прежнему исходят из представления о том, что в мире есть смысл – только его надо найти. Личность по-прежнему обусловлена внешними, в том числе социальными, обстоятельствами, формирующими духовно-интеллектуальный мир человека. Однако обстоятельства эти не универсальны, так как нет унифицированных представлений о социально-историческом развитии, а «отсутствие... единой концепции «правды» стало главной проблемой. Доля «нереалистических» мотивировок, определяющих развитие сюжета или формирование характера героя, становится всё заметнее. Рядом с эмпирическим миром появляется аллегорический, притчевый, метафизический. «Жизнеподобие» перестает быть главной характеристикой реалистического письма. (ПРИМЕР: ЗАХА ПРИЛЕПИН «ПАТОЛОГИИ» как направление внутри реализма – натурализм, ЧУДАКОВ «ЛОДЖИТСЯ МГЛА НА СТАРЫЕ СТУПЕНИ» публицистика).
Постреализм. Рождается новая «парадигма художественности». В основе лежит универсально понимаемый принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм настаивает на достижимости истины. Даже если на месте универсальных истин окажется пустота, у человека всегда остаётся возможность обретения субъективных, «частных» истин. Частная жизнь, созданная и «обустроенная» индивидуальными усилиями человека, проникнутая персональными смыслами, «прошитая» нитями самых разнообразных связей с биографиями и судьбами других людей, осмысляется как уникальная «ячейка» всеобщей истории.
На рубеже XX и XXI веков появилось ещё одно понятие, описывающее современную культурную ситуацию, – постпостмодернизм. Его эстетическая специфика определяется прежде всего формированием новой художественной среды – среды «технообразов» (термин А. Коклен). В отличие от традиционных «текстообразов» они требуют интерактивного восприятия объектов культуры: созерцание, анализ, интерпретация заменяются проектной деятельностью читателя или зрителя. Любой технообраз – это «артефакт с инструкцией»: от читателя требуется знание «способа применения» художественно-эстетического инструментария. Художественный объект «растворяется» в деятельности адресата, непрерывно трансформируясь в киберпространстве и оказываясь в прямой зависимости от конструкторских умений читателя.