- в литре возн. особ. «народническая» ветвь
- специально и подчеркнуто занималась изобр. жизни «мужика» Каронин, Наумов, Златовратский
- Лит. народничество – одно из течений внутри реалистич. направл
- оно разделяло принципы Р
- иногда увлекалось в обл. романтич. идеализ. рус. деревни / очерков. описательный натурализм - теоретики народнич. литры меньше интересовались эстет и К чем демокр 60х, но внесли вклад в разраб. программы Р направления
- кризис народнич. критики - сер 1880х – были запрещены «Отеч. записки» отстранены от руква Делом осн. сотрудники
- обществ и лит выск народничва в 1890-00 не отлич лиятельностью
П. Л. Лавров:
- один из перв. идеологов народничества
- «Исторические письма» (1868— 1869) оказали вл. на молод. аудиторию 1870х
- в размыш. о знмерностях ист. движения опер. категорией «прогресса» (ключ для учения)
- залог прогресс. ист. разв – целенапр. деятельность опред. личностей
- убедительность соц-филос размышлений Л спровоц. массовое хождение в народ прогрессивн молодежи 1870х
- залог ценности лит произв (как Белинск) – совершенная форма + содержательн направл
- важн критерий – зрелость и современность худ. мысли автора
- статья «Письма провинциала о задачах современной критики» (1868) - один из программных документов обновленных «Отечественных записок»
- рекоменд. рассматривать дея-ть Л критиков как важное средство пропаганды идей прогресса
П. Н. Ткачев
- воздействие идей Писарева
- счит приемл в рассм. лит. явл.рационалистич. метод естественных наук
- писатель должен стремиться к совр.и актуал. творч-ва
- выражать опред.тенденцию, совп. с освободит. устремл. «прогрессивной» части общ-ва
- понятие «худож. правды», - единств. «оправдание» лит творчва
- резко негативно оценивал творч-во Л. Толстого
- (статья 1878г. «Салонное художество», посвященная «Анне Карениной»)
- негат оценивал и Достоевского
- обвинял в оинтересе к психич.неустойчивым личностям
(«Больные люди», 1873—о романе «Бесы»)
- сочув. обращению Д к проблеме соц. и психол. угнетения
(«Литературное попурри», 1876 — о «Подростке»; «Новые типы «забитых людей», 1876 — о «Братьях Карамазовых»)
Н. В. Щелгунов
- «люди литературного труда — лучшая интеллигенция страны. Они всегда стоят во главе умственного движения, они его светочи и руководители»
- подчеркивал значимость ЛК, грил о ценности дея-ти Белинского, его последователей 1860х , полемиз. с представит. «эстетической» критики
(«Двоедушие эстетического консерватизма», 1870)
- отвергал лит.е учение А. А. Григорьева за
- увлеч. абстрактными «вечными» истинами,
- неустойчивое понимание взаимосв. исква и нравств.
(«Пророк славянофильского идеализма», 1876)
- был более последователен, чем Добролюбов, Писарев, в ист. анализе литры
- отмечал прогрессивн. роли Пушкина и «людей сороковых годов»
(«Люди сороковых и шестидесятых годов», 1869;
«Народный реализм в литературе», 1871) - сдержанно оценивал творчво Тургенева, Гончарова, Островского, Писемского, Салтыкова-Щедрина противопоставлял им современных писателей-народников (как и Михайловский)
Н.К. Михайловский:
- наиб. видный теоретик и Лкритик народнич. течения
- печатался в «Отеч. записках» и «Русском богатстве»
- обладал ярким темпераментом публициста и критика
- выступал обозрев. лит новинок, истолкователем совр. писателей
- с 1877г – один из ред. «Отеч. записок»
- трактат «Что такое прогресс» - стремится вернуть внимание обществ-ти к соц. проблемам
- усмотрел классовый эгоизм в эстет выск. Г. Спенсера (искво игра, воспр абстрактн з-нов контраста)
- концепция классовой борьбы: у господ «бессовестная сила», у народа «бесчестная слабость»
- оценки писателей:
- близкие народнич. доктрине: Златовратский, Успенский, Островский, Некрасов, Щедрин
- отвергаемые за «реакционность», неопред. взглядов, служение «чистому искусству»: Достоевский, Лесков, Боборыкин, Чехов и декаденты-символисты
- «попутчики», их авторитет исп. в св. целях: Тургенев, Л. Толстой
- молодые, он хотел «повлиять»: Гаршин, Горький
- статья против Доста - «Жестокий талант» (1882)
- ясн. по мысли и полит позиции, одност. по выводам - предназнач. статье обществ. миссию (ее поддерж Антонович разб. Брат Карамаз)
- Дост изображ. себя оплотом офиц. мощи правосл. рус. гос-ва
- Аксаков, Катков, Страхов, реакц.80-х раздув. его знач. до разм. «духовного вождя своей страны», «пророка божия» - Михайловский гордился постоянством своего К отнош.к Досту
- уловил в 1902 г, что «звезда Достоевского, по-видимому, вновь загорается...» в св. с интересом к нему декадентов
- в принципе предварял выступление М. Горького по поводу увлечения «карамазовщиной»