пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

24. Писательская критика второй половины 19 века (И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков - Щедрин)


 

И. С. Тургенев:

  • ведет борьбу за реализм в рамках общеприн. после Белинского и Добролюбова понятий и приемов
  •  такова речь Тургенева о Пушкине, сказанная в 1880г.  при открытии памятника поэту в Москве
    - повторяла все сказанное о П Белинским
    -  сказал о П как о первом рус.велик. «художнике», освобод. руслит от «подражательности»
    -  как о создателе рус. «лит. языка», после почти полного его отрицания народниками
    -  еще колебался, можно ли назвать П. нац. поэтом (англ – Шексп, немц – Гете)
     
  • рецензия о русском переводе «Фауста» (1844) и статья «Гамлет и ДонКихот» (1860)
    -
     осмысл. образов мир. литры Т подходил к определ. типологии героев руслита
    - все, что говорил Т о Фаусте как эгоисте, а о Мефистофеле как воплощении скептицизма нового времени, — было повторено им в усложн. форме применительно к Гамлету
    - Гамлет -  наследником фаустовского эгоизма, рефлексии
  • под гамлетами Т подразум.совр. лишних людей
  •  под донкихотами — вечных энтузиастов, чудак. и мечт., подлин. двигат.челов-ва
    -  донкихоты находят великое для всех,  гамлеты - топят в рефлекс. реальн. плоды открытий
  • в сопоставит. анализе двух типов героев Т. искал важные творч. импульсы, после того как сам создал «гамлета» Рудина и не совсем удачливого «донкихота» Лаврецкого
  • Донкихот лишь постулирован в образе Инсарова в романе «Накануне»
  • донкихоты были поставлены Т выше гамлетов, рус. демократы не совсем соглашались признать себя за донкихотов: они люди односторонние, иногда безумцы, сражающиеся с ветряными мельницами, тогда как у гамлетов есть привлекательная тонкость и глубина анализа...
     
  •  в  «Г и Д-К» Т удалось расставить жанровую «ловушку»: ист.-лит. отстраненность, но  нацеливает читателя на восприятие социальных проблем
  •  2 несхожих типа, Дон Кихота и Гамлета, благодаря очевидным аллюзиям свя. с извест.лит. деятелями эпохи
  • внеш. Т доказывает равноценность скептика Гамлета и энтузиаста Дон Кихота, но логика  текста подсказывает, что с позиций идеологии «шестидесятничества», альтруизм Дон Кихота более необходим совр-ти, чем эгоизм Гамлета

 

 

М. Е.Салтыков-Щедрин

  •  оригинальн. рус. критик
  • устойчив в с верности «наследству» + внес нов. в тракт. осн. проблем Реализма
  • смерть Некрас – С-Щ замен. его на посту редактора «Отеч. записок»
  • стремилс снять наслоения на «резной критике»  вернуться к полноте понимания теор. катег. Чернышевского

 

Новое, что он внес в теорию реализма:

- в статьях можно выделить осн. тематич. узлы:

  • обсужд. сущности Реал в сопост. с чуждыми ему худ. методами;
  •  обсужд. тезиса о тенденциозности искусства;
  • перспективы разв. героя времени как «нового человека» после ур-ня  показанного Тургеневым и Чернышевским;
  • осмысление новых «форм жизни» и новых «форм» романа
  •  наблюдения над поэтикой сатиры вообще и своей в частности, над вынужденными и невынужденными чертами «эзопова» стиля

 

  • оригин-ть С- Щ проявил. в решении осн. тем его критики
  •  вносил коррективы в сложившуюся терминологию
  • он вернулся к спец. отработке уже сущ. в русЛК понятия и термина «Реал-м»,
    - вокруг него сосред. методолог. размышл. о прекрасном в жизни и иск-ве, об образн. специфике иск-ва
  • Реализм в широком смысле был противопоставлен натурализму (их совр истолк берет начало от СЩ)
  • СЩ выработал более совершенный, чем у Чернышевского, критерий народности:
    - слащавость и  беспощадность в освещ. народ. жизни — крайность
    -  понимал ист. относительность обеих точек зрения
  • требование полноты Р в изображении народа, личности и среды, изуч. возможностей народа самому выдвигать героич. характеры в борьбе за существование —  новое
  • СЩ много раз употреблял термин Чернышевского «формы жизни»
    -  следил, как «формы жизни» диктуют содерж. новых типов героев + худ.формы их воплощения
    - проблему он обсуждал в статьях:
    «Несколько слов о современном состоянии русской литературы вообще и беллетристики в особенности» (1862),
    «Напрасные опасения» (1868),
    «Где лучше?» (1869)
     
  • статьями  в Отеч. записках СЩ продолж традицию кот. была начата Некрасовым
    - Н открыл в 1850гг в «Современнике» рубрику «Рус. второстеп. поэты»
    - она восх к рассужд. Белинск. о роли в лит процессе «простых талантов»
  • СЩ  нечасто приходилось отмечать ценность новых лит. произв. (как в случае с романом Ф. М. Решетникова «Где лучше?»)
  •  чаще Салтыков применяет мастерство сатирика для обличения шаблонности, вторичности и искусственности произведений «массовой» беллетристики


Салтыков-Щедрин о Достоевском:

  • 1871 г. рецензируя произв. И. Омулевского, СЩ поместил в  отзыве  реплику, касающуюся творчества Достоевского
  • утвержд., что автор «Идиота»
    - не только отмечает законность интересов, волнующ. совр общ-во
    - также обращается к предчувствию составл. цель наиб. отдаленных человеч.исканий.
  • осн. темой рассуждений С-Щ стало раскрытие смысла совр. соц. процессов
     

 

 


25.06.2021; 05:48
хиты: 34
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь