пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

21. Литературно-критическая деятельность А.А. Григорьева.

  • «Органич. критика»
    - предпочтение «мысли сердечной» перед «мыслью головной»
    - ратовала за «синтетическое» начало в искусстве
    - за непосредственность творчества, не связанного ни с какими научными, теоретическими системами

- превратно истолковывала положения раннего Белинского и смыкалась с «почвенничеством»
- имела консервативный смысл
 

  • благодаря таланту Григорьева «органическая критика» была одним из самых серьезных противников реализма (иногда выск. верные сужд)  тем более что иногда высказывала и верные суждения

    Григорьев:
  • восставал против «бессознательности» искусства был за синтез обоих начал),
  • не признавая историзма, он требовал «органического исторического чувства»
  • сказал об индивидуальности художника меньше, чем К-демократы
    -  представлял писателя внесоциальным, неисторическим явлением, подходил к нему с отвлеченными критериями романтической эстетики
     
  • 1855 – уходит из «Москвитянина»,
    эпизодич печатается в:   «Русском вестнике», «Библиотеке для чтения», «Русской беседе», «Светоче», «Отечественных записках», возглавлял критический отдел «Русского слова», нигде не находил постоянной поддержки и сочувствия

Концепция «органической» критики.

  • статья «Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства» (1857)
    - худ произв: органические (рожд талантом автора жизнью) и «деланные» созн. усилия
    -  задачи ЛК: обнаруживать восходящие связи «деланных» произведений с их источником, а «органические» оценивать, исходя из жизненной и художественной восприимчивости критика
     
  • отрицает плодотворность «чистой» эстетической критики, она  сводится к протоколированию худ. средств и приемов
  • не приемлет и метод современного историзма, он св литру с сиюминутными интересами эпохи
  • «историческому воззрению» критик противопоставляет «историческое чувство», кот.умеет видеть данную эпоху сквозь призму вечных нравственных ценностей.
  • Григорьев отвергает рационалистический взгляд на искусство — «теоретическую» критику, предвзято отыскивающую в художественном произведении те аспекты, которые соответствуют априорным умозрениям теоретиков, т. е. нарушающую главный принцип «органичности» — естественность.
  • «Мысль головная» никогда не сможет глубже и точнее понять действительность, чем «мысль сердечная».
     
  • Непоколебимость лит убеждений подтвержд в:  в статье «Несколько слов о законах и терминах органической критики» (1859) и в позднем цикле «Парадоксы органической критики» (1864).

В статье «Искусство и нравственность» (1861)

  • касается проблемы вневременного и исторического взгляда на этические категории
  • приходит к новаторскому суждению, что искусство вправе нарушать современные нравственные догмы: «искусство как органически сознательный отзыв органической жизни, как творческая сила и как деятельность творческой силы — ничему условному, в том числе и нравственности, не подчиняется и подчиняться не может, ничем условным, стало быть и нравственностью, судимо и измеряемо быть не должно. Не искусство должно учиться у нравственности, а нравственность у искусства».

Одним из критериев высокой нравственности и «органичности» литературы для Григорьева оставалось ее соответствие народному духу.

 


25.06.2021; 05:48
хиты: 35
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь