- наиб. последовательным представителем «эстетической» критики был Александр Васильевич Дружинин (1824—1864),
- в 1856 г. из-за разногласий с Чернышевским покинул «Современник» и сменил О. И. Сенковского на посту редактора «Библиотеки для чтения»
- Д старается уклониться от прямой полемики,
- предлагая позитивное решение спорной проблемы
- вторым планом высказывая решительное несогласие с мнениями оппонентов.
- Обнаруживая в критике гоголевского периода начало разделения критики на «артистическую» и «дидактическую»,
- Д. считает что 1 адекватнее отвечает природным задачам литры и ЛК
- собств. лит деят. Дружинин строит следуя принципам «артистической» критики
- предмет изображения в статьях - индивидуальность писателя;
изучение своеобразия новых лит. произв. Д сопровождает необходимыми полемическими отступлениями - первым уловил парадоксальную черту «реальной» критики, которая, нивелируя значение искусства в сравнении с действительностью, изучает жизнь именно на основе литературных творений и в результате приходит к превратному пониманию и того и другого
- в осмыслении творчества писателей-современников Дружинин обращается к нравственно-психологическим аспектам произведений
- объявляя, Толстого глубоким знатоком разных сторон общественной жизни и тонким исследователем внутреннего мира личности (рецензии на «Метель», «Двух гусаров», «Военные рассказы», 1856).
- безупречн. поэтич. языка – основа худ. дарования Фета («Стихотворения А. А. Фета», 1856
- причисляет Фета к лучшим русским поэтам, (сравн с Лерм и Пушк)
- талант Д не принес успеха журналу, которым критик руководил
- в 1860 г. он покидает «Библиотеку для чтения»
- 1860-е гг «эстетическая» критика, оставлявшая без внимания злободневные общественные вопросы, утратила влиятельность, уступив инициативу течениям, в большей мере социально ориентированным.