пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

19. «Эстетическая» критика (П.В. Анненков, В.П. Боткин)

  • течен, кот стремилось к постижению авт. замысла,
    нравственно-психологического пафоса произведения,
    - его формально-содержательного единства
     
  •  «Эстетическая» К не имела  идейного центра, обнаруживая себя на страницах «Библиотеки для чтения», «Современника» и «Русского вестника» (до конца 1850-х годов), а также в «Отечественных записках»
  •  представ-ли  «эстетической» критики стали главными оппонентами по многим литературным вопросам для журналистов «Современника» и «Русского слова»
  • в  своих философских взглядах представители этой критики остаются объективными идеалистами, в основном гегельцами.
  • в руслите  они опираются на наследие Пушкина, творчество Тургенева, Гончарова, Л. Толстого, поэзию Фета, Тютчева, Полонского, А. Майкова.
     
  • бывшие соратники Белинского, составлявшие костяк «Современника» до середины 1850-х годов: И.С. Тургенев, П.В.Анненков, В.П.Боткин, А.В.Дружинин.
    - Тургенев, например, в письмах к Краевскому, Некрасову и др. называл диссертацию Чернышевского «гнусной мертвечиной» и «гадкой книгой».
     
  • отстаивали свой взгляд на искусство, ориентируясь на «классическую» эстетику Белинского (на его суждения начала 1840-х годов)
  • начали пересмотр концепций Белинского нередко под флагом дальнейшего их совершенствования. Они выступили против «тенденциозного» искусства, за «чистую художественность», за «вечное» искусство.
     
  • сравнивали литру с внеэстетической «реальной» жизнью,
    искали в произведении типологического отражения «действительности как она есть»,
    освобождали литературу от необходимости служить злободневным нуждам времени, оставляли за изящной словесностью ее самостоятельное, суверенное значение
     
  • Настоящим символом чистой и свободной художественности становится для Дружинина, Боткина и их сподвижников поэтическое мастерство А. А. Фета. 


П. В. Анненков

  • Работы: «О мысли в произведениях изящной словесности» и «О значении художественных произведений для общества» (1856 г)
  • хочет док-ть , что в лит произ все должно быть подчинено единственной цели — выражению «художнической мысли», связанной с развитием «психологических сторон лица или многих лиц».
  • Любая «преднамеренная», отвлеченная мысль, философская или «педагогическая», искажает сущность настоящего творчества, кач-ва кот. «свежесть понимания явлений, простодушие во взгляде на предметы, смелость обращения с ними
  • внутренняя, «художническая» мысль, которая может иметь и «случайный» характер и которая основана на внимании к душевным мотивам человеческого поведения - залог индивидуальной выразительности и художественной убедительности литературного творения.
     
  • Критик приводит в пример произведения Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева, в которых серьезная и глубокая мысль «почти всегда скрыта в недрах произведения и развивается вместе с ним, как красная нитка, пущенная в ткань».
  • Художественный смысл таких литературных образцов, как «Горе от ума» или «Евгений Онегин», по мнению Анненкова, является залогом и чисто «педагогической» пользы их для общества.
  • Столь же подчиненный характер должны иметь в литературном творении и качества «народности».
    Критик, который ищет в произведении эти черты, игнорируя его художественные достоинства, совершает ошибку, поскольку извлекает часть из целого: только истинный художник способен быть по-настоящему народным, проникая в глубины национальной нравственности.
     
  • в ст. «О литературном типе слабого человека» (1858)
    -  стремится расширить восприятие соц. феномена, воплощен.  в образе главного героя повести «Ася»: Тип «слабого» человека «возбуждает все запросы, поднимает прения, затрагивает предметы с разных сторон, копошится в изысканиях для подтверждения какой-либо общеблагодетельной мысли, силится устроить жизнь наукой и наконец представляет в свободном творчестве поверку настоящего и стремления к поэтическому идеалу существования».
     
  • В рецензии на «Дворянское гнездо» (1859) Анненков
    протестует и против прямолинейного сопоставления героев с абстрактными общественными идеалами, предлагая собственное психологическое прочтение романа. 

 

В. П. Боткин:

  • эти же темы затрагиает в ст. «Сочинения А. Фета» (1857) Стал апологетом «чистого искусства»
  •  Мысль о самоценности худ. литры обосновывает значимостью «душевной» жизни человека, противопоставленной его «материальному» существованию.
    - мир челов. души, его чувства обусловливают воззрение личности на жизнь, его умственную, сознательную деятельность.
  •  Источником художественного творчества Боткин называет «поэтическое чувство»
     
  • Искусство, будучи высшим проявлением «поэтического чувства», также строится на внеразумном, интуитивном, бессознательном творчестве.
  • но Боткин подчеркивает его резко индивидуализированный характер, который не исключает возможность общественного воздействия и даже «практической» пользы
     
  •  Литературно-критическая деятельность Анненкова и Боткина, несмотря на оригинальность и убедительность их статей, оставалась эпизодической. 

 

 


25.06.2021; 05:48
хиты: 37
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь