пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

16. Литературная критика 1840-х гг. (Н.А. Некрасов, И.И. Панаев, М.П. Погодин, А.С. Хомяков)

  • 1840е гг -  «эпоха возбужденности умственных интересов» (А.И. Герцен),
  • период  взлета философско-общественной и литературно-критической мысли
  • два течения  русской общественной мысли – западничества и славянофильства
  • в осн. споров:  вопрос о месте России в историческом процессе, связи ее культурно-исторического прошлого с настоящим и будущим, её возможном вкладе во всемирную историю

ЗАПАДНИКИ

  • В.П. Боткин, М.Н. Катков, В.Н. Майков, А.Д. Галахов, Н.А. Некрасов, И.И. Панаев
  •  необходимость исторического движения России по европ. пути,
  • выдвигали идею свободы и самоценности человеческой личности
  • подчеркивали исчерпанность тех начал, которые составляли основу дррус. жизни
  •  прогр. выступления  западников  - публичные лекции Т.Н. Грановского;
    статьи Белинского, -  «Отечественных записках»  1841 г., «Россия до Петра Великого»;
    напечатанная в первом номере некрасовского «Современника» работа К.Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт Древней России»
     

СЛАВЯНОФИЛЫ

  • К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, М.П. Погодин
  • публиковались на стр «Москвитянина», «Московских литературных и ученых сборников», «Русской беседы»
  • выступили против перенесения на историю России схем европейской истории.
  • подчерк.  что Европа возникла как результат завоеваний одних народов другими, а Россия – мирным путем; на Западе утвердился рассудочный католицизм, в России – цельная христианская вера; в европейской жизни преобладает индивидуалистическое начало, а в русской – общинное
  • главн задача рус нации - построить жизнь на общинных и подлинно христианских началах и тем самым встать на путь к истинному единению – «соборности»


М. П. ПОГОДИН

  • нач 1840х – у СПБ журналистики появл. оппонент – журнал «Москвитянин»
  • П – издатель Москв, историк, литератор
  • журнал Погодина был единств. в Мск, разрешенным правительством после закрытия «Московского телеграфа» и «Телескопа»
    - в нем публиковались и  литераторы, кот. далеко не во всем разделяли его программу
  •  «Москвитянин» имел энциклопедический характер и включал в себя отделы
    «Духовное красноречие»,
    «Изящная словесность»,
    «Науки»,
    «Материалы для русской истории и истории русской словесности», «Критика и библиография», «Славянские новости» и «Смесь» («Московская летопись», «Внутренние известия», «Моды» и т. д.)
     
  •  Москвитянин  отстаивал идею самобытности исторического пути России
  • предостерегал русское общество от увлечения революц. и социалистич.идеями
  • противопоставлял рационализму и материализму «христианскую философию»
     
  • пропаганда теории официальной народности, сочеталась с идеями панславизма: журнал выступал не только за национальное самоопределение славянских народов балканских стран, но и за образование «всеславянского союза» под эгидой русского императора
     
  • Стремление раскрыть самобытность русской истории, -  публикацией документ.  источников — проповедей и переписки митрополитов, материалов из истории церкви, работ о древнем периоде русской истории, петровской эпохе и эпохе Екатерины II.
  • Признавая важность реформ Петра, начавшего соединение двух всемирных образований — Запада и Востока, Погодин в то же время отстаивал мысль о самобытности исторического и культурного развития России.
     
  •  По его мнению, западная культура, уже умирающая, должна проникнуться плодотворными началами русской культуры — наследницы Византии
     
  • Антизападнический пафос более открыто звучал в статье С. П. Шевырёва, видевшего основу современной истории в противоборстве Запада и России
  • Россия, по мнению Шевырёва, сохранила национальное согласие, осталась верной началам «православия, самодержавия и народности», а потому именно она призвана спасти человечество.
     
  • «Москвитянин» повел ожесточенную войну с «Отечественными записками», лишь изредка выступая против изданий Ф.Булгарина, Н. Греча и О. Сенковского. Всеми своими публикациями — философскими и историческими статьями, критикой и библиографией — журнал противостоял идеям Белинского и Герцена, которые, в свою очередь, резко выступали против теории официальной народности, защиты «христианской философии», идеализации патриархальных форм русской жизни и культуры.


А. С. ХОМЯКОВ.

  • славянофил
  • публицист, поэт, драматург, философ, историк (автор многотомных «Записок о всемирной истории»)
  • славянофильская программа была заявлена на страницах «Москвитянина» в 1845 г., когда журнал на время перешел в руки И. В. Киреевского.
     
  • эстет. система  славянофилов создавалась Хомяковым и К. Аксаковым
    - именно Хомякову принадлежат наиболее важные теоретические положения
     
  • В ст. Х  («Опера Глинки «Жизнь за царя»», 1844; «Письмо в Петербург (по поводу железной дороги)», 1845; «О возможности русской художественной школы», 1847 и др.),
    - острый публицист. характер, проблема народности искусства и заявлена идея создания «русской художественной школы».
     
  • Х рассуждал о подражательном характере всей послепетровской, в том числе и современной русской литературы
  •  мысль, что самобытные худож.формы определяются самобытными формами жизни, а потому подлинная народность связана с постижением всей полноты жизни народа — его нравов, обычаев, языка, его религиозных, общественных и личных отношений.
  • Критик признавал, что литература и музыка дали уже «великий пример» народности в творчестве Гоголя и Глинки. В его рецензии на оперу Глинки «Жизнь за царя» отразилась свойственная славянофилам любовь к патриархальной деревне, к крестьянской общине. Вместе с другими славянофилами Хомяков пропагандировал творчество Гоголя. Высоко отзывался Хомяков о Пушкине и Лермонтове, хотя в то же время считал, что в своем творчестве и мировоззрении они недостаточно проникли в глубинные основы народной жизни


НЕКРАСОВ и ПАНАЕВ.

  • переход в руки Н. А. Некрасова и И. И. Панаева журнала «Современник» (1847)
  • превратился  в орган  радикального демократического направления, «Современник» быстро завоевал признание читателей.
     
  • были опубликованы произведения, - гордость руслита  — «Кто виноват?» и «Сорока-воровка» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова, ряд очерков и рассказов из «Записок охотника» Тургенева, повесть Д. В. Григоровича «Антон Горемыка», стихи Некрасова, П. Н. Огарева и др. Значительное место в журнале занимали статьи по вопросам науки.
     
  • с публик на ист темы выступали К. Д. Кавелин, С.М.Соловьев, Т.Н.Грановский
     
  • выс уровнем критики и библиографии журнал был обязан Белинскому, во многом определявшему направление «Современника» в первые два года его издания.
  • в ст.  Б этого периода («Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Ответ «Москвитянину», рецензия на «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя и др.)

    -  проблемы литературы и искусства тесно связаны с задачами общественно-преобразовательной деятельности
  • Б  начинает переоценку всех современных общественных учений
    - в ст. появл.  антиутопические тенденции (впечатл. от поездки по Рос. летом 1846)
  • критике подвергает он учение французских утопических социалистов,
    «фантастическую народность» славянофилов,
    «фантастический космополитизм» В. Майкова.
     
  • В «Письме к Н. В. Гоголю», Б противопоставил конкретные потребности русской жизни: «Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть»

 

 

 

 

 

 

 

 


25.06.2021; 05:48
хиты: 23
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь