К.С. АКСАКОВ.
- выступл – манифестация славянофильских взглядов
- «Белинский славянофильства»
- с 1840х Аксаков и Белинский стали идейными противниками
- в интерпретации К. Аксакова славянофильские идеи приобретали более броское и доступное выражение, способствуя внедрению в сознание читателей наиболее крайних выводов
- 1842 г. стал временем активной полемики К. Аксакова с Белинским по поводу «Мертвых душ».
брошюра «Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или «Мертвые души»
- рассматривал гоголевскую поэму как возрождение гомеровских традиций, связанных с постижением гармонии мира, счит, что творения близки «по акту творчества
- надеялся что рус. писатели смогут возродить древний эпос, в форме которого выразят самобытное национальное содержание - Белинский подчеркивал, что перед нами не апофеоз русской жизни, а ее обличение, не эпопея с ее всеохватностью, а современный роман
- требуя от литры всестороннего изображения народной жизни и высокой художественности, он обрушивался на натуральную школу и давал резко критическую оценку «Физиологии Петербурга» и «Петербургскому сборнику».
- Роман «Бедные люди» был оценен им как слабый, подражательный. О тургеневской поэме «Помещик» К. Аксаков писал, как о бесталанной и вздорной, однако рассказ «Хорь и Калиныч» называл «превосходным», поскольку автор прикоснулся здесь «к земле и народу». К. Аксаков решительно отделял писателей натуральной школы от Гоголя.
М. Н. КАТКОВ
- в пер. становл. журнала А. Краевского сыграл важную роль
- пишет не только о литературе, но и откликается на книги о живописи, археологии, нумизматике, медицине, на труды юридические и экономические
- предпринял попытку приложить к истории отечественной литературы основные положения гегелевской эстетики, разграничить такие понятия, как «словесность» и «литература» (статьи «"Песни русского народа"> изданные И.Сахаровым», 1839; «История древней русской словесности, сочинение М. Максимовича», 1840).
- просветительская направленность его выступлений, одобрение им тех изданий, которые несут читателю новые знания, расширяют его кругозор.
- К приходилось откликаться на произведения многих второстепенных и третьестепенных авторов
- Широкая эрудиция, основательная философская подготовка, тонкий эстетический вкус, отразившиеся в статьях молодого Каткова, делали их привлекательными для русских читателей.
А. Д. ГАЛАХОВ.
- вклад в укрепление литературно-критических позиций «Отечественных записок»
- талантливый литературный критик и педагог-словесник
- По его учебнику и хрестоматии несколько поколений гимназистов изучало историю русской литературы.
- картина лит жизни 1820—1840-х годов была воссоздана в мемуарных очерках Галахова «Записки человека», опубл в конц 19в
- на стр «Отечественных записок» Галахов поместил свыше девятисот критических статей и рецензий на книги по лингвистике, медицине, садоводству и т. д.
- рецензии на беллетристику 1840-х годов
- них Г требовал от литры глубокого содержания, правдивого изображения жизни, высокой художественности - наиб. значим. публикации Г. в «Отечественных записках»— статьи о романе И.И.Лажечникова «Басурман» (1839, №2), о книге М.П.Погодина «Год в чужих краях» (1844, №9), о поэзии Е. Баратынского (1844, № 12) и Д. Давыдова (1849, № 2).
- привлек в журнал многих знакомых — Белинского, П. Кудрявцева, Каткова, Боткина, Кавелина, Ф. Буслаева
- на формир. эстетич. и ист-лит взглядов Г и его стиль повлиял Белинский – много лет Г сохранял доброжелательные отношения с критиком, хотя и не принимал его «крайностей», его категоризма.
В. П. БОТКИН
- сыгр роль в развитии русской критики 1840—1850-х годов
- ст. печ в «Телескопе» и «Молве», в «Московском наблюдателе» в пору редактирования его Белинским, а позже — в «Отечественных записках» и в «Современнике».
- особенность выступлений – эстетич. анализ, проникновение в ткань худ. произведения/базирующееся на энциклопедических знаниях критика
- ст. Боткина, опубликованные в журнале А. А. Краевского («Шекспир как человек и лирик», 1842; «Германская литература
- стремление приобщить читателей к достижениям западноевропейской культуры,
- идея общественного назначения искусства,
- высокий критерий художественности, историзм
- нач 1840-х годов общественно-политические взгляды Боткина приобрели радикальный характер, это отразилось в статьях
- ст. «Выставка Императорской Санкт-Петербургской академии художеств в 1842 году» - современное искусство отдалилось от общественной жизни, отражает интересы избранных, а не «дух своего народа»
- Критические статьи и библиографические заметки «Отечественных записок» в своих лучших образцах являли собою единство эстетических, исторических и этических принципов рассмотрения произведений.
- Белинский, Галахов, Боткин отстаивали «поэзию действительности, «гуманную субъективность» художника, приветствовали движение русской литературы по пути реализма
В. Н. МАЙКОВ
- Белинский в 1846г уходит из «Отеч. записок» - отдел «Критики и библиографии» возглавил М
- увлек. новейшими философскими и социально-экономическими учениями — (позитивизмом О. Конта, антропологизмом Л. Фейербаха, трудами социалистов-утопистов и представителей французской исторической школы)
- публицистический характер выступлений
- в статьях переплет. вопросов эстетических и историко-литературных с социологическими, психологическими и политико-экономическими
- Центральное место в его статьях и рецензиях, публиковавшихся в 1845 г. на страницах «Финского вестника» (статья «Общественные науки в России», рецензии на произведения В.Ф.Одоевского, И.С. Тургенева и ряда других писателей), а в 1846 — первой половине 1847 г. — в «Отечественных записках» («Стихотворения Кольцова», «Нечто о русской литературе в 1846 году», «Петербургские вершины, описанные Я.Бутковым» и др.),
- проблемы взаимоотношения науки и искусства, художественности и идейности литературы, ее специфики на современном этапе, роли в ней беллетристики - в их постановке и решении - последователь Белинского,
- внес в их осмысление много нового - как и Белинский, активно защищал эстетические принципы натуральной школы
- как критик раскрылся в оценке ранней прозы Достоевского
- сопоставл. творчво Гоголя и Достоевского как двух представителей натуральной школы,
отмечал новаторство Доста - высоко оценивает повесть «Бедные люди», но и другие ранние повести писателя — «Двойник» и «Господин Прохарчин»
- с приходом Майкова критика «Отеч. записок» утратила свойственный ей при Белинском «тревожный дух» и «задирчивость» и обрела «спокойный тон», более «практический» характер