пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

14. В.Г. Белинский о творчестве М.Ю. Лермонтова

  • нач 40х гг
  • Б обратится к решен. филос-историч и эстетич. проблем
  • откроет новые принципы К анализа
  • идеал для него: творчво Шекспира, Гете и Пушкина (объективное, свободн от тенденциозности)
  • в ст. 30х-40х склад. понимание произ. как целого организма, требование св. идеи и формы
     
  • преодоление «примирительных умонастроений стало итогом разв. мыслей Б, роль  в этом сыграло восприятие им совр руслита – творчва Лермонтова
     
  •   «Герой нашего времени» был рассмотрен критиком еще с прежних философско-эстетических позиций
    (в ст.  подчеркивалось стремление писателя руководств. з-нами  жизни,
    отмечалась «врожденная разумность» Печорина,
    рефлексия как средство «анализа» действительности и перехода в «высшее состояние самопознания» )
    - в анализе Печорина - конкретно-ист. критерий его оценки — с т.з. верности произведения особенностям и задачам современной русской жизни
    - ГНВ – худ произвед, потому что в нем худож. воплотилось главн. содержание - грустная дума о нашем времени", а не только один из моментов в развитии мирового духа
     
  •  ст.  «Стихотворения М. Лермонтова» (1841) выявила перелом в мировосприятии Белинского, когда «мыслью и думой века» для него стала человеческая личност
    - Б ставит проблему лирич. героя
    -
     признает субъективное в искусстве как признак гуманности

     
  • в эстет. позиции Б конца 1930х содержалось много ценного св. с осмыслением природы иск-ва, вопросов теории и методологии ЛК
  • Б  продолжал борьбу против отвлеченности и дидактизма, за верное, правдивое изображение действительности, за простоту и естественности
  •  в выступлениях этой поры Белинский начал разработку понятия художественности, св. его с полнотой охвата писателем жизн. явлений, объективностью художника, умением давать найденному содержанию неповторимую форму, возводить индивидуальное до всеобщего.
  • в эти годы художественность мыслится Б как качество самодовлеющее: подлинно художественное произведение не имеет цели вне себя, чуждо каким-либо моральным, политическим и социальным интересам
     
  • мировидение Белинского периода «примирения» сказалось и на форме его статей: ведущими жанрами его выступлений становятся
    статья — трактат, статья — рассуждение, (эстетич вопросы) и статья — монография об отдельном произведении («Гамлете», «Герое нашего времени», «Горе от ума» и др.)
  • статья монография – выбор обусл усв. гегелевск. положения о произв. как целостном замкнутом мире
  •  «замкнутость», требовала.  уяснения гармонического единства поэтической идеи произведения с его формой, взаимосвязи всех компонентов текста
    - Б предлагал русским читателям высокие образцы целостного анализа художественного произведения
  •  идеи философ.и эстет. Гегеля в 1840-е годы, они приведут Б к выдвижению на первый план принципов историзма, к пониманию закономерной динамики любого процесса
     
  • внимание критика сосредоточено прежде всего на его общественной функции. «Поэзия есть выражение жизни, или лучше сказать, сама жизнь» (IV, 489), — писал критик в статье «Стихотворения М.Лермонтова»
     
  • через многие статьи Б проходит мысль об «аналитическом» направлении века и об утверждении «духа анализа» в современной литературе.
    МД Гоголь - высоко оценивается тот факт, что здесь «вскрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочам этим придано общее значение» («Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души»).
  • руслит  должна одухотворяться живыми национальными интересами, быть современной по художественному содержанию и форме, выражать гуманистический пафос
     
  • в ст.  «Стихотворения М.Лермонтова» (1841)
    - 1й план -  идея личности — мыслящей, страдающей, имеющей право на протест
  •  творчво  поэта должно быть проникнуто страстным, «субъективным» отношением к жизни
  • преобл. субъект. элемента в обыкн. поэтах – ограниченность таланта, в великом – изыбток – признак гуманности
    «Великий поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество»
     
  • Решающее значение в оценке лермонтовского творчества приобретает для Белинского принцип историзма. Утверждение, что творчество поэта находится в зависимости от духа времени, высказанное критиком еще в «телескопских» статьях, теперь получает более детальное и глубокое обоснование: «Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление и даже характер его таланта с историческим развитием общества»
     
  •  в ст.   «Стихотворения М. Лермонтова» воплотились те принципы анализа художественного творчества, которые будут теоретически осмыслены и заявлены Белинским год спустя в «Речи о критике» (1842). «Наш век, — писал он, — решительно отрицает искусство для искусства, красоту для красоты» (VI, 277). Определение степени эстетического достоинства произведения «должно быть первым делом критики», но необходимо слияние «эстетической» критики с «исторической» (VI, 284).
  •  В статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) он представил своё понимание величия поэта (писателя): творчество выдающегося художника отличает простота вымысла, совершенная истина жизни, народность, оригинальность. Эти четыре признака, по мысли Белинского, присущи всем великим творцам, ноу каждого они выражаются индивидуально, то есть не похоже ни на кого («О русской повести...»,
  • Названные признаки критик отмечает в обеих статьях, посвящённых разбору лермонтовских произведений — «"Герой нашего времени", сочинение М.Лермонтова» (1840) и «Стихотворения М.Лермонтова» (1841).

     
  • Что подразумевает Белинский под народностью произведений Лермонтова? С точки зрения критика, это «верность изображения нравов, обычаев и характера того или другого народа... Жизнь всякого народа проявляется в своих, ей одной свойственных формах, следовательно, если изображение верно, то и народно («О русской повести...»
     
  • Почему сочинения Лермонтова оригинальны?
    - оригинальность, как и народность, «есть необходимое условие истинного таланта. У истинного таланта каждое лицо — тип, а каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец» («О русской повести...»,
  • Лермонтов умел создавать типические образы уже в начале творческого пути. Лирический герой лермонтовской поэзии есть, по мнению Белинского, представитель не только своего времени, но и своего народа, даже человечества: «Великий поэт, говоря о себе самом, о своём я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живёт человечество. И потому в его грусти всякий узнаёт свою грусть, в его душе всякий узнаёт свою и видит в нём не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству»
     
  • Белинский формулирует неповторимость творчества Лермонтова
    - сравнивая произведения Пушкина и Лермонтова

    -  в лирике Л  «виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства... Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в историческом развитии нашего общества»
    - Белинский видит пафос (основное содержание) творчества Лермонтова в духе отрицания и в критическом анализе действительности: «Лермонтов — поэт беспощадной мысли-истины»
     
  • Белинский счит Лермонтов в своём творчестве выразил идею-настроение целой нации (русского народа) своего времени.

 


25.06.2021; 05:48
хиты: 30
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь