- цикл из 11 статей о Пушкине и ряд статей и полемических заметок о «Мертвых душах» Гоголя.
- цикле из 11 статей «Сочинения Александра Пушкина»
- публиковали в «Отечественных записках» с 1843 по 1846 год
- своеобразный ответ на посмертное издание собрания сочинений П
- цикл - фундаментальный труд, охватывающий историю развития руслита
- начиная от первых оригинальных работ Ломоносова
- заканчивая подробным анализом творчества Пушкина.
- Наряду с этим критик дает ответы на ряд важнейших теоретических вопросов литературы:
· размышляя над сутью пафоса художественного произведения,
· задаваясь проблемами реализма и народности.
О ПУШКИНЕ.
- самая крупная работе критика периода «Отечественных записок»
- труд перерос рамки рецензии и даже творческого портрета писателя (фундамент. раб)
- творчво П - зн-мерный итог развития руслита
- анализ. произвед пушкинские произведения в хронолог.последовательности
- от ранней лицейской лирики к прозе 1830-х годов
- уделял особое внимание «Евгению Онегину» (8 и 9 статьи цикла)
- назв ЕО «энциклопедией русской жизни»
- отмечал типичность и в то же время индивидуальность героев,
- их социальную, историческую и национальную обусловленность - утверждал пушкинский реализм (без термина)
- сочуств -критической оценке Онегина («эгоиста поневоле») / выс. оценка образа Татьяны Лариной («тип русской женщины»)
- отстаив идею женской эмансипации, критикоал поведение героини в финале
- отказ от свободного проявления своего чувства во имя долга
- Пушкин открыл новую эпоху в русской литературе благодаря тому, что был в ней «первым поэтом-художником» и глубоко национальным, народным поэтом.
- Главный признак народности - в правдивом изображении жизни.
- Поэзия П «удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры
- углублял понятие народности литры: народность заключается не в предмете изображения, но в точке зрения: Пушкин в своем творчестве смотрит на жизнь глазами русского человека, оставаясь верным действительности «при изображении и низших, и средних, и высших сословий».
- П можно назвать народным поэтом лишь наполовину, имея в виду народный характер содержания его произведений, но не их популярность.
- народ «не знает ни одного своего поэта»
- понятие пафоса художественного творчества
- 5 статья цикла
- что пафос — это «осердеченная» идея, лежащая в основе произведения, идея, где интеллектуальное начало слито с эмоциональным.
- Теория пафоса указывает и на неповторимый характер творческого процесса,
«В пафосе, — пишет Белинский, — поэт является влюбленным в идею, как в прекрасное, живое существо, страстно проникнутым ею...». Понятие пафоса в статье критика имеет и общественно-исторический смысл: в пафосе творческая индивидуальность художника сливается с духом времени, и чем более выражен он в произведении, тем более художник велик.
О ГОГОЛЕ
- 40е гг
- цикл статей о Гоголе:
- рецензию на первый том поэмы,
- две полемические статьи, направленные против трактовки «Мертвых душ» К.Аксаковым.
- касался творчества Гоголя в своих обзорах русской литературы 1840-х годов,
особое внимание во «Взгляде на русскую литературу 1847 года».
- Наконец, Белинский опубликует рецензию на «Выбранные места из переписки с друзьями» и напишет «Письмо к Гоголю»
- Б не покидало чувство, что он сказал о Гоголе далеко не все (задум. болш. труд не осущ)
- оценка «Мертвых душ» - 1й отклик на поэму - «Похождения Чичикова или Мертвые души», 1842
- разив. идеи заявл. в статье «Стихотворения М. Лермонтова»
- усматривал в поэме «пафос действительности как она есть», и пафос «гуманной субъективности», которая обнаруживает в писателе «человека с горячим сердцем, симпатичною душою и духовно-личною самостию»
- критик считает, что МД нельзя воспринимать как сатиру, в которой намеренно сгущены темные краски. В нем «все серьезно, спокойно, истинно, глубоко».
- Полемика, разгоревшаяся вскоре вокруг «Мертвых душ», наложит свой отпечаток на характер дальнейших суждений критика о поэме.
- Усложнившаяся в 1840-е годы общественно-литературная борьба вела к тому, что Белинскому порой приходилось обращаясь к отдельным сторонам его творчества, отвечать своим оппонентам.
- в ходе полемики с К. Аксаковым он, как увидим далее, значительно сузит свою первоначальную интерпретацию «Мертвых душ», односторонне сосредоточив внимание на критическом пафосе творения Гоголя.
- Через все опубликованные в «Отечественных записках», а затем в «Современнике» статьи критика проходит мысль об «аналитическом» направлении века и об утверждении «духа анализа» в современной литературе. Так, в гоголевских «Мертвых душах» высоко оценивается тот факт, что здесь «вскрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочам этим придано общее значение» («Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души»).